Елена Ильина, 07.09.2021
В августе 2021 года мне удалось осуществить свою мечту – посетить в Крыму, в Ливадии летнюю резиденцию Царской семьи.
Толпы туристов устремляются осмотреть Ливадийский дворец, и трудно в такой суетной обстановке ощутить атмосферу жизни в дворцовых комнатах, представить, как пробегали по лестницам лёгкие ножки Великих княжон, как работал в кабинете Николай Александрович или чем занималась в личных покоях Александра Фёдоровна. И всё же, когда основная группа, следующая за экскурсоводом, и туристы-одиночки покинут очередную комнату, а ты остаёшься в относительной тишине, можно подробнее рассмотреть детали убранства, резную мебель, книги в шкафах, взглянуть в окна, открывающие вид на прекрасный парк и бескрайнее Чёрное море, – и на минуточку словно окунуться в ту атмосферу покоя и благости, которую могли ощущать царственные родители и дети в этом благословенном месте вдали от напряжённой жизни столицы.
Путеводитель по Ливадийскому дворцу даёт краткую историческую справку:
«Летней столицей империи Ялту сделал Александр II, когда в 60-е годы XIX в. обосновался в Ливадии. Это решение остановило отток населения из края после неудачной для России Крымской войны, а вскоре аристократия и состоятельные люди потянулись на отдых в Крым. О Южнобережье заговорили как о русской Ривьере.
Для трёх последних императоров и их семей Ливадия стала любимой летней резиденцией. Современная Ливадия во многом осталась такой же, как при последнем царе. Его Белый Ливадийский дворец — одна из главных достопримечательностей Ялты.
В начале XX в. старый дворцовый комплекс, возведённый архитектором Монигетти полвека назад, был уже тесен для большой семьи Николая II. Реконструкцию выполняет ялтинский архитектор Н.П. Краснов.
Строительство нового дворца началось в день именин императрицы Александры Фёдоровны, 23 апреля 1910 г., а закончилось в храмовый праздник дворцовой церкви — 14 сентября 1911 г. Сложенное из белого инкерманского камня здание — своеобразная архитектурная фантазия на тему итальянского Возрождения.
Строительство дворца обошлось в 2 млн. 600 тысяч руб., а весь комплекс стоил больше 4 млн. Царская семья лишь четырежды отдыхала в новом дворце и прожила в нём в общей сложности год: осень 1911 и 1913 гг., весну 1912 и 1914 гг. Бывая во время войны по делам в Севастополе, щепетильный Николай II не счёл возможным навестить Ливадию.
Послереволюционная судьба Ливадии обычна и незаурядна. «Разжалованная» в санаторий, она оставалась притягательной для властителей мира. В феврале 1945 г. здесь встретились Рузвельт, Сталин и Черчилль на конференции антигитлеровской коалиции, а с конца 90-х гг. Ливадия стала одним из тех мест, где на встречах в верхах формируется облик «пост-ялтинского» мира.
Для посетителей Ливадийский дворец открылся 16 июля 1974 г.».
Предлагаю Вам, дорогой читатель, пройтись по дворцовым залам и вместе со мной прикоснуться к жизни дорогих сердцу людей – Царской семьи.
Это очень красивое и самое большое помещение дворца. Его площадь – 218 кв. м. Великолепная потолочная лепнина! Оригинальная система освещения: за карнизом расположено около 300 лампочек. Во времена Николая II зал использовали для торжественных приёмов, званых обедов, балов. Здесь отмечали 16-летие старшей дочери царя Ольги.
Эту комнату называют также ожидательной. Здесь архитектор использовал венецианский стиль: резные ореховые панели, потолок и наличники с ренессансным орнаментом. В комнате было темновато, и на фотографиях у меня получилась только люстра. Люстра – шедевр с острова Мурано, сделана из знаменитого венецианского стекла.
Здесь Николай II принимал посетителей. Имперская идея нашла в этой комнате своё отражение в стиле ампир. Парадный кабинет – очень светлое помещение, создающее ощущение праздника после тёмной ожидательной комнаты. Говорят, первоначально стены от пола до потолка были обтянуты полосатым оливковым шёлком (сейчас – шелкографические обои). Эта комната была очень сильно переделана в советские времена. В настоящее время отреставрированы деревянные портики, мебель. Очень красивый потолок! От старого дворца остался камин.
Перед осмотром комнат на втором этаже посетители попадают в итальянский дворик. Это чудесное открытое пространство, созданное архитектором Красновым. Александра Фёдоровна очень любила розы, и дворик представлял собой чудесный розарий. В послевоенные годы здесь появились пальмы и другая вечнозелёная растительность. И всё же основные растения – по-прежнему розы.
В царские времена здесь проходили праздники и приёмы. Во дворик выходят окна Белого зала.
Арабский дворик – это своеобразный вентиляционный и световой колодец, он не предназначен для прогулок и гораздо меньше итальянского. Чудесные изразцы с тонким восточным орнаментом украшают стены первого этажа.
От Арабского дворика мимо красиво отделанного оптическим стеклом дворцового лифта мы поднимаемся по мраморной лестнице на второй этаж. На стенах коридора – фотографии крымских уголков, которые часто посещала Царская семья. На этом этаже далеко не все комнаты доступны для осмотра.
Поскольку личного секретаря у Государя не было, то необходимость рабочего кабинета в летней резиденции вполне оправдана. Здесь Николай Александрович знакомился с регулярно приходившими в Ливадию документами, принимал доклады министров. Строгий комфорт этой комнаты располагал к работе. Кабинет очень просторный и светлый. В нём сохранились панели морёного клёна, камин из крымского диарита и фрагмент старого витража. Здесь находится очень красивая резная мебель: внушительный рабочий стол с зелёным сукном, кресла, шкафы.
Восковая фигура Николая II в полный рост, видимо, призвана создавать ощущение присутствия Государя. Но она слишком безжизненна и, на мой взгляд, мешает восприятию. Но если абстрагироваться от неё, то можно попробовать представить Государя сидящим в кресле за столом и обдумывающим очередной проект для России.
Экскурсовод сообщает, что спальная комната Государя и Государыни изменилась до неузнаваемости. Мы никогда не узнаем, как она выглядела на самом деле. В комнате нет кровати, и она ничем не напоминает спальню. Это и к лучшему – не будем даже в мыслях вторгаться в интимное пространство. Сейчас на месте, где стояла кровать, находится Фёдоровская икона Божьей Матери – не та самая, которой крестили на царствие первого царя рода Романовых Михаила Фёдоровича и затем всех будущих императриц русского престола, но довольно древний список этой иконы.
Небольшая проходная комната была библиотекой императрицы, впрочем, книгами пользовалась вся семья. Сама библиотека не уцелела, но довольно точно воссоздана. Сохранившиеся старые книжные шкафы вернулись в библиотеку уже в 90-е годы. На стенах – акварели Р. Альта, представляющие Ливадию времён Александра II.
Будуар – это гостиная хозяйки дома. Здесь вечерами проходила семейная жизнь Царской четы. В семье было четыре дочери: «большие» – Ольга и Татьяна и «маленькие» – Мария и Анастасия, а также наследник Алексей. На стенах – сделанные в разные годы фотографии ОТМА (семейный псевдоним дочерей, составленный из первых букв имён царевен). Комната отделана светлым кленовым деревом. Из старого дворцового убранства остались шкаф и «беккеровский» рояль. Александра Фёдоровна была прекрасной пианисткой и часто музицировала с кем-нибудь в четыре руки. Из окон комнаты открывается прекрасный вид на Ялту.
Отделанная тисом семейная столовая очень уютна. Сюда приглашали тех людей, кто был особенно близок семье: министра двора Фредерикса, некоторых родственников, офицеров императорской яхты «Штандарт». Большая часть фотографий в столовой сделана членами царской семьи, которые очень любили фотографировать.
Детские комнаты были оформлены очень скромно. Не из экономии – это было элементом воспитания. Александра Фёдоровна сама подбирала учителей для детей. О точности этого подбора, о близости учителей к семье говорит и то, что Пьер Жильяр и Чарльз Гиббс добровольно отправились со своими воспитанниками в Сибирь.
Уроки живописи царским детям давал архитектор Краснов. Акварели Великих княжон Ольги и Татьяны украшают стены комнаты.
Небольшая Крестовоздвиженская церковь – часть Ливадийского дворца. В неё можно попасть как из внутренних покоев, так и с улицы. Церковь была построена ещё при Александре II по проекту архитектора И.А. Монигетти. В ней отпевали осенью 1894 года Александра III, панихиду отслужил св. Иоанн Кронштадский. Здесь же принёс присягу при вступлении на престол Николай II и перешла в православие его невеста Алиса Гессенская, наречённая Александрой Фёдоровной.
Реконструирована церковь была при Николае II в 1911 году по проекту архитектора Н.П. Краснова.
В 20-е годы ХХ столетия храм был закрыт и приведён в «гражданский вид». С 1991 года в отреставрированном храме возобновлено богослужение.
Вокруг дворца расположен чудесный парк, дорожки которого спускаются к морю. Ощущение такое, будто гуляешь в раю среди экзотических деревьев – вокруг пальмы, кипарисы, мирты, ели, кедры и ещё масса незнакомых деревьев и растений. Аккуратно подстриженные кустики вдоль дорожек источают пряный аромат и оказываются при ближайшем рассмотрении… лавром.
Неподалёку от дворца расположена площадка с величественным памятником Александру III. На нём увековечены слова императора: «У России всего два союзника – её армия и флот». За спиной у царя-миротворца находится монумент с двуглавым орлом над основными российскими святынями.
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
Контакты: za-carya@yandex.ru
© 2017 - 2024. Все права защищены.