Злодейскому убийству Г.Е. Распутина предшествовали бесчеловечная клевета и ложь, целью которых была дискредитация Царской семьи, лишение страны крепкой монархической власти, ослабление России, к тому времени занимавшей ведущее место в политической и экономической жизни среди мировых держав.
Григорий Ефимович был духовным защитником и оберегом всей Царской семьи и всей России. Враги это хорошо знали и потому использовали всевозможные приёмы для очернения образа святого старца: грязную клевету в газетах, раздуваемые нелепые слухи, лжесвидетельства так называемых очевидцев и даже создание двойников. После убийства Распутина Царская семья и самодержавная Россия продержались лишь два месяца.
Провидческие и целительские способности у Григория Распутина проявлялись с детства. Он знал, кто из односельчан скоро умрёт, мог почувствовать приближение незнакомого человека, умел определить вора и найти украденное. С помощью молитвы исцелял сначала животных, а потом и людей. В молодости много странствовал по святым местам России, Греции, Иерусалима, постепенно приобретая славу «старца», «юродивого» и «божьего человека».
Молва о необычных способностях странника Григория достигла Санкт-Петербурга. С Распутиным захотел познакомиться архиепископ Феофан, духовник Царской семьи. Он и представил Григория императору Николаю II и членам его семьи.
Особые отношения Григория Ефимовича с Царской семьёй сложились на фоне болезни цесаревича Алексея, страдавшего от гемофилии. Когда врачи в бессилии разводили руками, Распутина приглашали для облегчения болей и восстановления здоровья наследника. Старец молился у постели больного, а порой даже находясь далеко от Петербурга, и болезнь отступала. Тому есть множество примеров.
В 1907 году у трёхлетнего наследника случилось тяжелейшее кровоизлияние в ногу. Вызвали Григория Ефимовича. Он молился, и кровоизлияние прекратилось.
В октябре 1912 года в Спале, царских охотничьих угодьях, цесаревич получил настолько тяжёлую травму, что доктора Фёдоров и Раухфус посчитали его состояние практически безнадёжным. Распутин был в это время на родине, в Покровском. Государыня попросила свою фрейлину Анну Вырубову послать телеграмму в Покровское. Вскоре пришёл ответ: «Бог воззрел на твои слёзы. Не печалься. Твой Сын будет жить». Час спустя после получения телеграммы состояние Алексея резко улучшилось, смертельная опасность миновала.
В 1915 году Государь, отправившись в Ставку, взял с собой сына. В пути у цесаревича началось кровоизлияние носом. Поезд вернули, так как наследник истекал кровью. Вызвали Распутина. Анна Вырубова вспоминала: «Он приехал во дворец и с родителями прошёл к Алексею Николаевичу. По их рассказам, он, подойдя к кровати, перекрестил Наследника, сказав родителям, что ничего серьёзного нет и им нечего беспокоиться, повернулся и ушёл. Кровотечение прекратилось… Доктора говорили, что они совершенно не понимают, как это произошло».
Царская семья называла Распутина не иначе как «божиим человеком». Как говорила сестра Государя Великая княжна Ольга Александровна, царь и царица «видели в нём крестьянина, искренняя набожность которого сделала его орудием Божиим». Своими искренними молитвами он оберегал и поддерживал венценосную семью, стал её ангелом-хранителем. Нередко Государь или Государыня подолгу с ним беседовали. Царские дети его обожали.
Когда Распутин был в Петрограде, ежедневно у него на квартире толпилось около ста посетителей. Он не отказывал никому из нуждающихся, будь то князь или ремесленник. Давал деньги малоимущим, утешал советами и объяснениями, исцелял. Немалые средства отправил в родное село на постройку церкви и школы.
Григорий Ефимович умел заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души, узреть помыслы приближённых и рассказать о них императору. Это вызывало недовольство ближайшего окружения царя. Эпицентр злословия находился во дворце дяди Николая II Великого князя Николая Николаевича и его жены Станы Николаевны с её сестрой Милицей. Это семейство и его окружение хотело использовать Распутина для влияния на царя, но когда убедилось, что это невозможно, недовольство родственников вылилось в потоки клеветы. Многие люди из светского общества негодовали на Царскую семью, что приблизила к себе «простого мужика».
Признавая силу молитвы «великого старца», противники самодержавия были обеспокоены влиянием Распутина при дворе и развернули широкую кампанию по очернению его морального облика. Шельмование старца порочило и Царскую семью.
С 1910 года для расшатывания престола к дискредитации Распутина подключились некоторые столичные газеты, а провинциальные газеты перепечатывали их статьи. Старцу приписывали колдовство, хлыстовство, пьянство и развратное поведение. В доказательство привлекались двойники Распутина, которые вели себя неподобающе в публичных местах.
Широко известна история разгула двойника с подставной компанией в московском ресторане «Яр», которая попала в печать ещё до расследования и обросла непристойными подробностями.
По воспоминаниям писательницы Н.А. Тэффи, на встречу с двойником и его поклонницами приглашались авторитетные журналисты и писатели, чтобы они впоследствии написали и рассказали знакомым о неподобающем поведении Распутина.
Очень многие верили жёлтой прессе. Однако император не реагировал на ложные доносы, поскольку знал Григория лично и доверял ему. А когда царь устраивал негласные проверки «фактов», то они не подтверждались.
Доктор филологических наук Т.Л. Миронова в книге «Из-под лжи» пишет: «Именно благодаря существованию двойника со страниц отчётов охранного отделения предстают два Распутиных: один – благочестив, благолепен, богомолен, ходит в храмы, отстаивает литургии, ставит свечи, ездит на квартиры исцелять больных, принимает просителей, духовных детей, трапезует с ними, причём, как отмечают все действительно близкие ему люди, ни вина, ни мяса, ни сладкого отец Григорий в рот не берёт. Строжайшее воздержание. Деньги, пожертвованные просителями, тут же раздаёт другим просителям. И, главное, к Императорской Семье почтителен до благоговения. Другой "Распутин" – неделями пьян, посещает блудниц, берёт взятки за протекции, скандалит в ресторанах, бьёт там посуду и зеркала, говорит дурное о Царской Семье».
Если прочитать произведения Распутина «Житие опытного странника» и «Мои мысли и размышления», то можно самим убедиться, что он – глубоко верующий православный христианин. Вот одно из его наставлений из книги «Житие опытного странника»:
«Бога ты принёс с собою в душе своей, умиление при встрече с Ним стяжал и береги его, и пропускай через него всякое дело, какое ты будешь делать в миру. Тогда всякое умное дело превратишь в Божье дело, и не подвигами, а трудом своим во славу Божию спасёшься. А иначе труд во славу собственную, во славу твоим страстям, не спасёт тебя. Вот это и есть то, что сказал Спаситель: «Царство Божие внутри вас». Найди Бога и живи в Нём и с Ним и хотя бы мысленно отрывайся от своих дел и занятий и вместо того, чтобы ездить в гости или в театры, езди в чистое поле, к Богу».
Распутин был противником войны, говорил, что это гибель для России. В 1912 году, когда Россия готова была вмешаться в балканский конфликт, он на коленях умолил царя не вступать в военные действия. По свидетельству графа Витте, старец «указал все гибельные результаты европейского пожара, и стрелки истории повернулись по-другому. Война была предотвращена».
Те, кто был заинтересован в разжигании военного конфликта, ополчились против Распутина. Они так страшились силы молитвы старца, что при новой попытке раздуть пожар мировой бойни, в которую нужно было втянуть Россию, решили убить Распутина.
Покушение на Григория Ефимовича произошло в Покровском 29 июня 1914 года, на следующий день после убийства австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараеве, смерть которого явилась поводом для начала войны. Распутин был сильно ранен ножом в живот. Он пролежал в одной из городских больниц около двух месяцев. И пока он находился в беспамятстве и не мог молиться, Государь принуждён был начать всеобщую мобилизацию в ответ на объявление Германией войны России.
Прозорливец предупреждал Государя против многих решений, грозящих бедой стране: был против последнего созыва Думы, просил не печатать думских крамольных речей, в самый канун Февральского переворота настаивал на подвозе в Петроград продовольствия – хлеба и масла из Сибири, чтобы предотвратить искусственную организацию хлебного кризиса и волнений народа. И это лишь малая часть предвидений Распутина текущих событий военной и предреволюционной поры 1914-1917 годов.
Недаром В.М. Пуришкевич озвучил с думской трибуны главную причину действий заговорщиков: «Пока Распутин жив, победить мы не можем».
Ему вторил Феликс Юсупов: «Я занимаюсь оккультизмом давно и могу вас уверить, что такие люди, как Распутин, с такой магнетической силой, являются раз в несколько столетий… Никто Распутина не может заменить, поэтому устранение Распутина будет иметь для революции хорошие последствия».
Распутин нередко повторял: «Пока я жив, всё будет путём, но после моей смерти потекут реки крови».
Многие современники Григория Ефимовича утверждали, что он предвидел свою насильственную смерть. Об этом свидетельствовала приближенная к царской семье Ю.А. Ден. Подруга императрицы Александры Фёдоровны А. А. Вырубова также рассказывала, что «последние месяцы он всё ожидал, что его скоро убьют». Арон Симанович, секретарь Распутина, вспоминал о том, что за три дня до гибели старец сжёг все письма и телеграммы, которые в разное время получил от именитых особ. А затем пригласил адвоката, чтобы написать прощальное письмо Государю, в котором не только давал советы Николаю II, но и предупреждал его о грядущих событиях.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года Григорий Ефимович был жестоко убит группой заговорщиков в доме князя Феликса Юсупова. Они пытались отравить, стреляли в него, но старец оставался жив. Тогда его связали и сбросили в ледяную воду. Когда тело вытащили из реки, увидели, что пальцы правой руки, освободившейся от верёвки, были сложены в крестное знамение, как символ победы над смертью.
Имена знатных убийц тут же были установлены полицией: князь Ф.Ф. Юсупов, монархист В.М. Пуришкевич, Великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра II, и офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер. Ни один из них не понёс серьёзного наказания.
Убийство Распутина явилось прологом к свержению и убийству Царской семьи. Григорий Ефимович предрекал: если его убьют простые разбойники из русских крестьян, то Государь может не опасаться за свою судьбу, и потомки Романовых будут царствовать «ещё сотни лет». Если же убийство совершат дворяне, тогда будущее России и Царской семьи будет ужасным. Старец писал, обращаясь к царю: «…если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных не проживёт и двух лет. Их убьёт русский народ… братья восстанут против братьев, и будут убивать друг друга». Как известно, пророчество сбылось.
Поверив в клевету на Царскую семью и её друга Распутина, русский народ спокойно воспринял февральский переворот, свержение царя и даже убийство Царской семьи.
И до сих пор образ Григория Ефимовича не очищен от лживых покровов. Многие из тех, кто впоследствии написал свои мемуары, не знали лично Распутина, а составляли своё мнение о нём исключительно по слухам. И потому спустя сто лет люди всё ещё не знают правды о несправедливо оболганном пророке.
Потому идея о канонизации старца была отвергнута Русской православной церковью. Однако не мироточат изображения обычных людей, а только праведных, как мироточит икона Распутина, написанная тобольскими православными, не дождавшимися его канонизации.
«И вот такого человека, Царского Друга, в самом главном значении этого слова, всегда духовно соприсутствующего с Царём в его служении Помазанника Божьего, сначала стали убивать духовно – клеветать и травить, и целью травли было оторвать Распутина от Царя, разрушить этот спасительный союз, мощной духовной стеной вставший перед разрушителями России. Многие близкие и дальние, верившие лжи, шли к Государю и Государыне, писали им оскорбительные письма, угрожали, требовали изгнать от себя Распутина! Но разве Государь и Государыня могли сделать это?..
Клевета не действовала на Высоких, и Трон по-прежнему оставался нерушим за стеной молитвы старца Григория, но клевета действовала на толпу интеллигентов, на чернь, забывшую любовь к Царям».
Авторы: Татьяна Микушина, Елена Ильина
Литература:
Миронова Т.Л. Григорий Распутин: оболганная жизнь, оболганная смерть. // За Царя! [сайт]. – URL: https://за-царя.рф/imperator/grigoriy-rasputin-obolgannaya-zhizn.
Распутин Г.Е. Житие опытного странника: Мои мысли и размышления / Григорий Распутин Новый. – М.: Лествица, 2002 (Тип. АО «Мол. Гвардия»). – 159 с.
Романов Б.С. Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… // ВикиЧтение [сайт]. – URL: https://history.wikireading.ru/243519 и https://history.wikireading.ru/243520.
Все материалы сайта о Г.Е. Распутине смотрите здесь
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
Контакты: za-carya@yandex.ru
© 2017 - 2024. Все права защищены.