Неизвестная Ходынка. Часть 2
Была ли случайностью ходынская трагедия? Нет! Это была тщательно подготовленная и организованная акция «по гашению морального и сакрального облика» русской монархии.
Это утверждение блестяще доказывает в своём исследовании писатель, историк Борис Глебович Галенин.
Во второй части автор рассказывает об участии С.Ю. Витте в создании предпосылок трагедий Ходынки и Порт-Артура.
См. Часть 1
Явление Витте
И уж совершенно избежал пристального внимания к себе один из главных реальных фигурантов по делу о Ходынской катастрофе наш известный и талантливый финансист Сергей Юльевич Витте, будущий граф Полусахалинский.
Следует честно признать, что вначале в «деле о Ходынке», Сергей Юльевич попал мне в поле зрения исключительно как один из свидетелей. И только когда большая часть этого «исторического расследования» была уже завершена, почти неожиданно для меня самого стал соучастником.
Уже описаны были деятели и московской и петербургской «команд», проанализированы сходные катастрофы. То, что Ходынка не случайность, было очевидно из общего анализа, включая даже сравнительные «графики подготовки» французской и русской революций. Но «внутренний голос» подсказывал, что какой-то важный фактор ускользает от внимания, оставаясь неучтенным.
И тогда, пришлось на новом витке вернуться к реконструкции Ходынки. Пришлось подробнее рассмотреть картографию «Ходынки», а заодно и Всероссийскую выставку 1882 года, которая все время каким-то боком влезала в повествование.
Вот тут и столкнулись мы с Гиляровским в «веселой козе», и только после этого, кстати, стал окончательно понятен маршрут его вечерне-ночной прогулки по Ходынке, и по какому именно полю он ходил в своих Воспоминаниях.
И стало ясно также, где между Бегами и «полем гуляний» смогли расположиться стотысячные толпы первопроходцев Ходынки.
На месте, освобожденном для них стратегическим тщанием графом Витте.
Но может, это была все же злосчастная случайность?
И тут в памяти возникли «причалы Дальнего»…
Трагедии Ходынки и Порт-Артура – родные сестры
Дело в том, что, очень похожая «случайность» вновь повторилась спустя несколько лет. И стала едва ли не главной причиной падения русской дальневосточной твердыни – крепости Порт-Артур 1.
Приведем конкретику по подготовке Порт-Артура к обороне.
Трижды урезали и сокращали
Занимая относительно выгодное положение, Порт-Артур был плохо оборудован как база для Военно-Морского флота: внутренняя гавань для стоянки кораблей была тесна и мелководна и имела всего один выход, причем очень узкий и мелкий. Внешний рейд, совершенно открытый, был опасен для стоянки кораблей. Не хватало доков и складов.
Кроме того, Порт-Артур не был достаточно защищен с суши и с моря.
Устройство в Артуре сухопутной крепости с солидными сооружениями и сильным гарнизоном, которая могла бы быть оплотом всей нашей тихоокеанской эскадры и была бы способна выдержать продолжительную осаду превосходных сил противника, было решено принципиально вслед за занятием этого пункта, в марте 1898 года.
Проект обороны Порт-Артура трижды урезали и сокращали.
Линию укреплений настоянием Военного Министра Куропаткина все приближали к городу, а значит к военно-морской базе. По самому экономному проекту обороны на строительство укрепрайона требовалось 15 млн. рублей и требовалось их освоить не позже, чем к 1903 году. К 1904 году Министр Финансов Витте счел возможным выделить из этих средств меньше трети, растянув при этом строительство сооружений до 1910 года.
Усилиями Витте и Куропаткина морская база и крепость строились чрезвычайно медленно. К февралю 1904 года на приморском фронте было возведено всего 9 батарей долговременного типа и 12 временных. Еще хуже обстояло дело со строительством на сухопутном фронте. Там были окончены только один форт, три временных укрепления, три литерные батареи и находились в процессе постройки три форта, одно укрепление и одна литерная батарея.
Строительство остальных объектов не было даже начато. К началу войны крепость имела на вооружении готовых к действию всего 116 орудий, в большинстве своем устарелых образцов, из них на морском направлении 108, а на сухопутном только 8!
Вместо 542 орудий по табели 2.
«Ахиллесова пята» Порт-Артура
Но самое главное: в структуру крепостных укреплений усилиями того же Витте была как бы вмонтирована изначально «ахиллесова пята» Порт-Артура.
Инженер-полковник Константин Величко, автор проекта оборонительных сооружений Порт-Артура, представил смету на сооружение крепостных верков, рассчитанных на 11-дюймовый калибр (279 мм).
Министр Финансов Витте приказал сократить эту смету почти вдвое − и ограничиться укреплениями, рассчитанными на 6-дюймовый калибр. Военный Министр генерал Куропаткин не возражал.
Действительно, зачем такая перестраховка? При тех дорогах, которыми располагала на 1900 год потенциальная армия вторжения и осады Порт-Артура, орудия тяжелее 6-дм подвести к линии обороны крепости было нереально. Разрушить же форты и расстрелять эскадру, калибром в 6-дм было технически невозможно, на что и упирали господа Витте и Куропаткин, мотивируя для Государя приближение линии обороны к городу и базе, и сокращение толщины стен порт-артурских фортов и дотов.
Дело в том, что 11-дюймовые орудия − это целые инженерные сооружения невероятной тяжести и абсолютной нетранспортабельности. Доставить к Порт-Артуру даже чисто теоретически можно было только следующим путем: сначала морем из Японии или откуда там еще. Выгрузить их на хорошо оборудованные глубоководные причалы, и далее − только железнодорожным путем.
Поскольку в 1900 году, когда был утвержден Государем проект Величко, ближайшие порты и железные дороги, которыми могли воспользоваться японцы, были только в Корее и даже до ее северной границы с нами близко не доходили, вероятность доставки их к предполагаемому месту боевых действий граничила с нулевой. И в принципе ее можно было не учитывать.
Поэтому все предыдущие действия Министров Военного и Финансов, при всей их вредоносности и злонамеренности, решающей бы роли в падении Порт-Артура не сыграли. От 6-дюймовок русский солдат и матрос отбились бы. Стояли, если бы приказано было, хоть до сих пор.
Но именно 11-дюймовым японским снарядом, пробившим на форте № 2 бетонную плиту, рассчитанную на 6-дюймовый снаряд, был убит 2 декабря 1905 года главный защитник Порт-Артура генерал Роман Исидорович Кондратенко.
Именно 11-дюймовые снаряды гигантских японских мортир, установленных на высотах, окружающих русскую Военно-Морскую базу, потопили могучие русские броненосцы, запертые в ловушку Порт-Артурской гавани.
Общий вид города Порт-Артура. 1904 г.
Убийца Порт-Артура
Трагедией для Порт-Артура стало то, что к началу войны порт с глубоководными, прекрасно оборудованными по последнему слову техники причалами построен был!
В непосредственной близости от него.
В 35 верстах к северу от Порт-Артура усилиями Министра Финансов Российской Империи С.Ю. Витте возник коммерческий порт и город Дальний, который Антон Керсновский назвал убийцею Порт-Артура 3.
Строительство Дальнего обошлось казне по разным оценкам от 20 до 43 миллионов рублей!
Последнюю цифру, как наиболее правдоподобную, указал журнал «Морской сборник» в 1922 году 4. Почти эту же цифру приводит в своих дневниках многознающий Суворин, добавляя при этом, что немалую сумму из них положил себе в карман родственник второй жены Витте, некий инженер Югович 5:
“Дальний стоил 42 миллиона”.
Деньги брались из урезанных кредитов на армию и флот. Только на тех же фортах и редутах Порт-Артура хозяйственный Витте сэкономил из отпущенных пятнадцати − десять миллионов рублей!
Нерасчетливость и мечтательность?
Но самое любопытное, что экономически Дальний себя никоим образом не оправдал. Как не оправдал себя в свое время перенос павильона-звезды.
Вот что пишет о Дальнем Б.В. Норригаард, представитель лондонской газеты «Дэйли Мэйл» в осаждающей Порт-Артур японской армии, автор известной книги «Великая осада. Порт-Артур и его падение»: «Дальний вырос вполне готовым к жизни гораздо скорее, чем вырастающие как грибы американские города.
Город был основан по мысли одного человека и выстроен по одному его слову. Несколько рабочих лачуг в первом году, хаос леса, кирпичей и известки в течение второго года, а в конце третьего − красивый город с отлично распланированными и хорошо вымощенными улицами.
В нем появились сады и парки, водопроводы и электрическое освещение, уютные, чистенькие виллы и монументальные казенные здания, две хороших гостиницы, собор, доки, молы и гранитная набережная; таков стал Дальний − … какой-то вихрь жизни, искусственный рост, какого не знает история…»
Дальний в 1903 году. Очень миленький городок и для наших дней.
Не сравнишь с Порт-Артуром
Только стоимость волнолома для защиты судов от волнения составила, по словам Норригаарда, три миллиона фунтов стерлингов! В переводе на русские деньги − 19 млн. рублей золотом 6!
В четыре раза дороже, чем стоили все неоконченные укрепления Порт-Артура!
И при этом город был пуст. Собственно, это и по фото видно. Вся торговля по-прежнему шла через Порт-Артур. Норригаард объясняет это нерасчетливостью и мечтательностью товарища Витте. Его экономической, так сказать, бездарностью!
Вот так. Стоял себе шикарный свежеотстроенный город с 19-миллионнорублевым молом и чего-то ждал. И дождался, конечно.
Хороший экспромт должен быть тщательно организован!
Когда Антон Керсновский говорит, что Дальний убил Порт-Артур, то это имеет не фигуральный смысл и не метафорическое значение.
11-дюймовые монстры, превратившие в бетонную пыль форты и редуты Порт-Артура, и прицельно расстрелявшие с окружающих город и порт высот 1-ю Тихоокеанскую эскадру, были доставлены к Порт-Артуру именно благодаря использованию прекрасно оборудованных, снабженных всем необходимым погрузочно-разгрузочным оборудованием, глубоководных причалов Дальнего.
Загодя возведенных стратегическим тщанием графа Витте.
Умные люди − все продумывают загодя. Особенно такого математического ума, который все отмечали у блестящего и незаурядного Министра Финансов.
Хороший экспромт должен быть тщательно организован!
Совершенно аналогичную картину мы видим с организацией катастрофы Ходынки.
Круг замкнулся.
Подведем итоги
В шесть часов утра 18 мая 1896 года на Ходынском поле на линии киосков с подарками произошло отнюдь не то, что принято считать Ходынской катастрофой или трагедией Ходынки.
Произошла не катастрофа, уже на самом деле имевшая место, а более или менее грамотное сокрытие ее истинных следов и масштабов.
Более чем на 100 лет «мертвый лес» Ходынки был спрятан за ее «мертвыми листьями» 7.
Тысячные жертвы тщательно подготовленной и организованной давки во рву были прикрыты сравнительно немногими задавленными и покалеченными при «штурме» киосков.
Поскольку пострадавшие там, считая убитых и раненых, составили несколько сот человек, − в общем ужасные цифры для мирного времени, в мирной стране, да еще в дни ее национального праздника! − то учесть точно, кто где погиб, учитывая скорость уборки тел и пострадавших, никто не удосужился.
Все свидетельские данные по понятным причинам субъективны, к тому же большинство раненых пришлось именно на сражение у киосков, а раненые всегда привлекают к себе большее внимание, чем павшие.
Так и родилась версия о «внезапном броске толпы» за подарками. Версия, казалось, навсегда скрывшая за собой истинную динамику и картину катастрофы. А главным соучастникам и соорганизаторам катастрофы из «команды Петербурга» эта версия вообще была чистый подарок, давая возможность «перевести стрелки» на «команду Москвы».
И если бы не поразительное сходство двух крайне странных «внеэкономических» действий талантливого финансиста Витте, постройка многомиллионного и никому не нужного Дальнего, и влетевший в золотую копеечку внешне бессмысленный перенос громадного сооружения из Москвы в Нижний Новгород, то многое в организации столь необходимой врагам Третьего Рима (Российской империи и ее приемников – ред.) Ходынской трагедии было бы не до конца очевидно.
Поистине, всякое преступление оставляет экономический след.
Следует с прискорбием признать, что в определенной степени цель организаторов Ходынской катастрофы «по гашению морального и сакрального облика» русской монархии была достигнута.
Коронация 1896 года оказалась «в общественном мнении» связана с именно с событиями на Ходынском поле, а для многих и заслонена ими. Чем больше проходило лет, тем более эффект этого «замещения» усиливался.
Кроме кровавого пятна на образе Русской Православной монархии, катастрофой Ходынки был внесен некоторый диссонанс в отношениях между Государем и Великим Князем Сергеем Александровичем и между сестрами Александрой и Елизаветой Федоровнами...
Автор: Борис Глебович Галенин, историк, писатель.
Об авторе: кандидат технических наук, член Общества изучения истории Отечественных спецслужб, начальник штаба Войсковой Православной Миссии, кавалер ордена Святого Страстотерпца Царя Николая.
Примечание: все выделения в тексте – авторские.
Источник: Галенин Б.Г. Неизвестная Ходынка // На службе у России. Великий Князь Сергей Александрович. – Материалы научн. конференций 2011-2012 гг. М.–СПб.: Фонд памяти Великого Князя Сергея Александровича, 2013. – С. 96-127. (Первая публикация)