За Царя! Покаяние спасет Россию
За Царя! Покаяние спасет Россию

Цесаревич Николай Александрович во Владивостоке

«Могущество России будет прирастать Сибирью».

Михайло Ломоносов, великий русский ученый

Каждый из русских монархов понимал значение Сибири для России и делал немало для ее развития.

Семь представителей дома Романовых посетили Владивосток и Южно-Уссурийский край с 1872 по 1916 год. Каждый из великих князей оставил о себе историческую память.

Цесаревич Николай Александрович во Владивостоке

Первыми переселенцами Южно-Уссурийского края были казачество и военные.

С 1861 года начинается массовое крестьянское переселение на территорию Дальнего Востока, в том числе и в Южно-Уссурийский край. 26 марта 1861 г. российский император Александр II подписывает закон: «Правила о переселении русских и иностранцев в Приамурский край». Согласно этому документу территория Амурской и Приморской области была объявлена открытой для заселения крестьянами.

Значимость визита Цесаревича Николая в Приамурье

Император Николай II Александрович

Событием большой исторической значимости был визит во Владивосток и Приамурский край Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича Романова в мае 1891 г. О государственно-политическом значении этого визита много писали современники в российских и зарубежных СМИ. Даже в советские времена, когда роль Романовых в истории России оценивалась резко негативно, посещение Цесаревичем Приамурского края и Владивостока представлялось в основном позитивно.

Большинство политиков считают пребывание Наследника Цесаревича в Приамурье актом единения государственных и народных устремлений, что стало стимулом активизации деятельности подданных империи, осваивающих Далекую Окраину.

«Император Александр III хотел показать всему цивилизованному миру, что такое Восток для России и что такое Россия, как часть Востока, в эпоху Его правления, и задуматься о «вечном» для нас вопросе – с кем и куда мы идем? И что такое особый путь России?» — писал главный историограф Восточного путешествия цесаревича князь Э.Э. Ухтомский.

Около полутора месяцев (42 дня) провел Цесаревич в Приамурском крае, в том числе 11 дней во Владивостоке. За это время, действуя в интересах страны и выполняя волю отца Императора Александра III, он начал строительство Транссибирской железной дороги, заложил камень в фундамент железнодорожного вокзала, ставшего в будущем одним из лучших зданий Владивостока, принял участие в других исторических акциях. Цесаревич много общался с населением городов и сел, с представителями администраций края, с чинами Военного и Морского ведомств.

Местная газета сообщала:

«Это было полное торжество края, праздник для него, когда все функции народной жизни были пробуждены. Край встрепенулся и ожил после долговечной инертности, видя в первый раз в своих пределах Сына русского Царя, пожелавшего лично взглянуть на обширную неоглядную Свою Сибирь, чтобы появлением утереть не одну слезу и утешить не один стон. Своим появлением здесь Он пробудил в народе сознание того, что и о нем заботятся, и этим сознанием приблизил его к той России, к которой обращены взоры с надеждой и верой, что лишь оттуда проникнет сюда, в эту даль, свет науки и добра, приедут судебные, промышленные и другие улучшения, которые бы дали больше осмысленности и значения сибирской жизни» (газета «Владивосток» 29.12.1891, №52).

Прибытие во Владивосток

Фрегат «Память Азова» прибыл во Владивосток 11-го мая 1891 года, в субботу. Описание момента прибытия августейшей эскадры оставили многие очевидцы этого грандиозного события.

Над заливом стоял туман. Три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили жителей о том, что эскадра под командованием вице-адмирала П.Н. Назимова, на которой находится высокий гость, подходит к Владивостоку, и все население города устремилось к Адмиральской пристани, где предполагалась встреча. Но из-за плохой погоды съезд престолонаследника на берег был перенесен на другой день.

Прибытие эскадры под флагом цесаревича во Владивосток (рисунок Н.Н. Каразина)
Прибытие эскадры под флагом цесаревича во Владивосток (рисунок Н.Н. Каразина). Фото: из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича»

Еще за пять месяцев до прибытия в будущую столицу Приморья престолонаследника городская дума приняла решение построить напротив Адмиральской пристани триумфальную арку, или Николаевские ворота.

Триумфальная арка, воздвигнутая во Владивостоке в 1891 году в честь визита цесаревича
Триумфальная арка, воздвигнутая во Владивостоке в 1891 году в честь визита цесаревича

На следующий день Цесаревич сошел на берег у Адмиральской пристани, где его встречали с радостным ликованием жители города. Великий Князь Николай Александрович через Триумфальную арку проследовал к Успенскому собору. Здесь был отслужен молебен.

Успенский кафедральный собор до наших дней не сохранился, он был разрушен в советское атеистическое время. Но сохранились во Владивостоке исторические объекты, в закладке которых принимал участие Цесаревич.

Августейшие дела

17 мая 1891 г., в пятницу, в 10 часов утра состоялась торжественная закладка памятника адмиралу Г.И. Невельскому. После молебна Его Высочество заложил серебряную доску и собственноручно закрепил цементным раствором камень у основания будущего памятника. Этим он дал старт созданию памятника, ставшего впоследствии одним из символов Владивостока (памятник был построен и открыт в 1897 году, после революции подвергся «советизации» и именовался памятником «Жертвам революции», но в канун 100-летия столицы Приморья ему вернули исторический вид).

Памятник адмиралу Г.И. Невельскому
Памятник адмиралу Г.И. Невельскому, закладку которого произвел цесаревич во время своего визита во Владивосток. Фото: портал «Старый Владивосток»

Важным историческим событием был отмечен день 18 мая 1891 года, когда состоялась закладка сухого дока; в этом торжественном акте участвовало около 200 приглашенных лиц. По прочтении надписи на закладной доске наследник престола собственноручно положил доску на приготовленное место и залил раствором. Затем Цесаревич, интересуясь сооружением дока, рассматривал чертежи, слушал объяснения. По окончании беседы Его Высочеству были поднесены серебряная рамка с дощечкой, подобной закладной, а также виды казенных зданий морского ведомства.

Ныне работающий сухой док, не сохранив своего первоначального названия «Док имени Цесаревича Николая», является одним из производственных подразделений Дальзавода.

Торжественное открытие Николаевского сухого дока 7 октября 1897 года
Торжественное открытие Николаевского сухого дока 7 октября 1897 года. Фото: портал «Старый Владивосток»

Главная миссия – закладка Великого транссибирского железнодорожного пути

19 мая, в воскресенье, состоялось событие, ради которого, августейший гость и прибыл во Владивосток — закладка Уссурийского участка железной дороги. Выполняя волю своего державного родителя, утром цесаревич отправился к месту закладки. Украшенное флагами и зеленью оно находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади.

Место закладки Уссурийской железной дороги
Место закладки Уссурийской железной дороги (ныне район Первой речки). Фото: портал «Старый Владивосток»

С самого раннего утра городская публика потянулась в Куперовскую падь, где для августейшего гостя уже был приготовлен великолепно декорированный специальный павильон. Неподалеку была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив с одним вагоном — первый состав Уссурийской железной дороги. В 10 часов утра, после молебна и салюта, Николай Александрович в присутствии 300 человек «лично изволил положить в тачку землю и свезти ее на полотно строящейся железной дороги», тем самым дав начало строительству великого Транссиба — самой длинной в мире железнодорожной артерии, связывающей восток и запад России.

Цесаревич везет первую тачку в место закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути
Цесаревич везет первую тачку в место закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Фото: портал «Старый Владивосток»

По окончании церемонии Николай и Георгий сели в подготовленный вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор Приморской области, адмиралы и свита. Раздался свисток — и поезд под крики «ура» медленно тронулся по свежей насыпи в направлении города.

Репортер одной из газет писал:

«Так как поезд наш шел по свежей насыпи медленно, из предосторожности, — то большинство собравшегося вдоль полотна народа, особенно рабочих команд и рабочих ссыльнокаторжных, недавно осчастливленных царскими милостями, успевали бежать за поездом...»

Открытие движения у Владивостока (рисунок Н.Н. Каразина)
Открытие движения у Владивостока (рисунок Н.Н. Каразина). Фото: из книги Э.Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича»

Этот день ознаменовался еще одним историческим событием с участием престолонаследника — состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала. По прибытии к месту закладки станции Владивосток, цесаревич со свитой и генералитетом вышли к месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна наследник лично совершил закладку здания: вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее «на веки вечные».

Здание вокзала было построено и открыто 1 июля 1894 года, а через 18 лет реконструировано по проекту архитектора В. Плансона и 7 февраля 1912 года торжественно открыто вновь. В таком виде Владивостокский вокзал существует и поныне.

Владивостокский железнодорожный вокзал, закладку которого производил цесаревич Николай Александрович
Владивостокский железнодорожный вокзал, закладку которого производил цесаревич Николай Александрович. Фото: портал «Старый Владивосток»

Сухопутное путешествие по Приморью

21 мая Николай покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург.

В сопровождении Приамурского генерал-губернатора Унтербергера престолонаследник тронулся в путь на лошадях по Приморской области. Торжественные встречи были оказаны высокому гостю в селах Никольском (будущий Уссурийск), Ляличи, Спасском, Осиновке.

По всему пути следования цесаревича его ждали восторженные встречи русских людей и инородцев, заселявших Южно-Уссурийский край, и он отвечал им царской милостью, жертвуя деньги на благие дела. Последним пунктом сухопутного путешествия престолонаследника по Приморью стала Осиновка, откуда на пароходе «Вестник» он отправился по реке Уссури в Хабаровск, а дальше через Сибирь — в Петербург.

В Петербург цесаревич прибыл 4 августа 1891 года. За время путешествия было пройдено 51 000 верст, из них 15 000 — по железной дороге, 5 000 — в экипаже, 9 100 — по рекам, 21 900 — по морям. На обратную дорогу у цесаревича ушло около двух месяцев.

Спустя пять лет, 14 мая 1896 года, Николай Александрович Романов взошел на российский престол, став последним русским императором Николаем II. В период торжеств по случаю коронации Владивосток вновь принял в своей гавани фрегат «Память Азова» — тот самый, на котором восточную столицу России посещал ее будущий самодержец.

«Память Азова», «Рюрик» и «Олимпия» во Владивостоке в 1896 году
«Память Азова», «Рюрик» и «Олимпия» во Владивостоке в 1896 году. Фото: Элеонора Лорд Прей, «Владивостокский альбом»

Восточное путешествие цесаревича Николая сыграло очень важное значение как для самого будущего императора, так и для России и мира в целом. Выбрав в качестве направления именно Восток, Россия показала, что основное внимание внешней политики империи отныне будет приковано именно этому региону. Николай получил уникальную возможность своими глазами увидеть и понять обстановку, царившую в тот период на Востоке и на Тихом океане.

Современный Владивосток. Памятные места

Память об пребывании Романовых осталась в топонимике Владивостока. Так, в честь представителей дома Романовых названы: залив Петра Великого, сопка Алексеевская, улица Светланская, гимназия имени Цесаревича Алексея, Набережная Цесаревича, Великокняжеская батарея, форты Иоанна Грозного, Императора Николая II, Екатерины Великой. В честь Романовых были названы новые районы, учреждения общественных организаций, музеи, первые в крае библиотеки, издания столь необходимых тогда словарей и даже появление пятнистых оленей на острове Русский. Обо всём этом написано в книге Н.Г. Мизь «Романовы во Владивостоке», изданной в 2016 году. Издание приурочено к 125-летию пребывания во Владивостоке Наследника Цесаревича Николая Александровича. Автор книги – краевед, почётный гражданин Владивостока.

В октябре 1996 года в ДВГТУ был установлен памятник – бюст Императору Николаю II работы заслуженного художника России Валерия Ненаживина.

Памятник – бюст Императору Николаю II в ДВГТУ

В мае 1998 года, на фасаде бывшего Дома губернатора (ул. Светланская, 52), была установлена памятная доска с барельефным портретом Николая II и текстом, свидетельствующим, что здесь на одну ночь в мае 1891 г. останавливался Цесаревич Николай Александрович.

Сейчас этот объект культурного наследия (ОКН) федерального значения, находится в неудовлетворительном состоянии, на что не раз обращалось внимание общественностью и прессой, но до сих пор вопрос о реставрации дома не решен.

Дом военного губернатора Приморской области, где останавливался цесаревич.
Дом военного губернатора Приморской области, где останавливался цесаревич. 1891 г. Фото: портал «Старый Владивосток»
Современное состояние дома военного губернатора Приморской области по ул. Светланской, 52, где останавливался Цесаревич
Современное состояние дома военного губернатора Приморской области по ул. Светланской, 52, где останавливался Цесаревич

В 2003 году возрождена построенная к приезду Цесаревича Николая Александровича Триумфальная Арка, которая была уничтожена в советский период.

По своему значению Триумфальная Арка является частью культурного центра, одним из символов города. Это исторический символ, символ связи времён.

Триумфальная арка, современный вид
Триумфальная арка, современный вид

В декабре 2016 года возле Покровского кафедрального собора (Покровский парк) в присутствии около 300 жителей города был открыт и освящен памятник последнему российскому императору.

Памятник российскому Императору Николаю II

4 июля 2017 года в здании железнодорожного вокзала Владивостока (Алеутская, 2) открыли памятную доску с бронзовым барельефом российского императора Николая II. В торжественной церемонии приняли участие представители руководства вокзала, митрополит владивостокский и приморский Вениамин, а также казаки.

Памятная доска в здании железнодорожного вокзала

Набережная Цесаревича – так называется популярное место прогулок и отдыха жителей Владивостока.

Название набережной связано с историей Судоремонтного завода. Как было сказано выше, в 1891 году с участием Цесаревича Николая Александровича состоялась закладка сухого дока – гигантской стратегической стройки.

Набережная Цесаревича
Набережная Цесаревича

Эти и другие памятные места Владивостока являются объектами экскурсии «Романовы во Владивостоке», которая была разработана в 2002 году; в ней используются редкие фотоиллюстрации, документы архивов, воспоминания очевидцев, произведения писателей.

Составитель – Зоя Галицкая, г. Владивосток


Смотрите также:


Новые факты на смену старой лжи:

Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.

Контакты: za-carya@yandex.ru

© 2017 - 2019. Все права защищены.