«Могущество России будет прирастать Сибирью».
Михайло Ломоносов, великий русский ученый
Каждый из русских монархов понимал значение Сибири для России и делал немало для ее развития.
Семь представителей дома Романовых посетили Владивосток и Южно-Уссурийский край с 1872 по 1916 год. Каждый из великих князей оставил о себе историческую память.
Первыми переселенцами Южно-Уссурийского края были казачество и военные.
С 1861 года начинается массовое крестьянское переселение на территорию Дальнего Востока, в том числе и в Южно-Уссурийский край. 26 марта 1861 г. российский император Александр II подписывает закон: «Правила о переселении русских и иностранцев в Приамурский край». Согласно этому документу территория Амурской и Приморской области была объявлена открытой для заселения крестьянами.
Событием большой исторической значимости был визит во Владивосток и Приамурский край Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича Романова в мае 1891 г. О государственно-политическом значении этого визита много писали современники в российских и зарубежных СМИ. Даже в советские времена, когда роль Романовых в истории России оценивалась резко негативно, посещение Цесаревичем Приамурского края и Владивостока представлялось в основном позитивно.
Большинство политиков считают пребывание Наследника Цесаревича в Приамурье актом единения государственных и народных устремлений, что стало стимулом активизации деятельности подданных империи, осваивающих Далекую Окраину.
«Император Александр III хотел показать всему цивилизованному миру, что такое Восток для России и что такое Россия, как часть Востока, в эпоху Его правления, и задуматься о «вечном» для нас вопросе – с кем и куда мы идем? И что такое особый путь России?» — писал главный историограф Восточного путешествия цесаревича князь Э.Э. Ухтомский.
Около полутора месяцев (42 дня) провел Цесаревич в Приамурском крае, в том числе 11 дней во Владивостоке. За это время, действуя в интересах страны и выполняя волю отца Императора Александра III, он начал строительство Транссибирской железной дороги, заложил камень в фундамент железнодорожного вокзала, ставшего в будущем одним из лучших зданий Владивостока, принял участие в других исторических акциях. Цесаревич много общался с населением городов и сел, с представителями администраций края, с чинами Военного и Морского ведомств.
Местная газета сообщала:
«Это было полное торжество края, праздник для него, когда все функции народной жизни были пробуждены. Край встрепенулся и ожил после долговечной инертности, видя в первый раз в своих пределах Сына русского Царя, пожелавшего лично взглянуть на обширную неоглядную Свою Сибирь, чтобы появлением утереть не одну слезу и утешить не один стон. Своим появлением здесь Он пробудил в народе сознание того, что и о нем заботятся, и этим сознанием приблизил его к той России, к которой обращены взоры с надеждой и верой, что лишь оттуда проникнет сюда, в эту даль, свет науки и добра, приедут судебные, промышленные и другие улучшения, которые бы дали больше осмысленности и значения сибирской жизни» (газета «Владивосток» 29.12.1891, №52).
Фрегат «Память Азова» прибыл во Владивосток 11-го мая 1891 года, в субботу. Описание момента прибытия августейшей эскадры оставили многие очевидцы этого грандиозного события.
Над заливом стоял туман. Три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили жителей о том, что эскадра под командованием вице-адмирала П.Н. Назимова, на которой находится высокий гость, подходит к Владивостоку, и все население города устремилось к Адмиральской пристани, где предполагалась встреча. Но из-за плохой погоды съезд престолонаследника на берег был перенесен на другой день.
Еще за пять месяцев до прибытия в будущую столицу Приморья престолонаследника городская дума приняла решение построить напротив Адмиральской пристани триумфальную арку, или Николаевские ворота.
На следующий день Цесаревич сошел на берег у Адмиральской пристани, где его встречали с радостным ликованием жители города. Великий Князь Николай Александрович через Триумфальную арку проследовал к Успенскому собору. Здесь был отслужен молебен.
Успенский кафедральный собор до наших дней не сохранился, он был разрушен в советское атеистическое время. Но сохранились во Владивостоке исторические объекты, в закладке которых принимал участие Цесаревич.
17 мая 1891 г., в пятницу, в 10 часов утра состоялась торжественная закладка памятника адмиралу Г.И. Невельскому. После молебна Его Высочество заложил серебряную доску и собственноручно закрепил цементным раствором камень у основания будущего памятника. Этим он дал старт созданию памятника, ставшего впоследствии одним из символов Владивостока (памятник был построен и открыт в 1897 году, после революции подвергся «советизации» и именовался памятником «Жертвам революции», но в канун 100-летия столицы Приморья ему вернули исторический вид).
Важным историческим событием был отмечен день 18 мая 1891 года, когда состоялась закладка сухого дока; в этом торжественном акте участвовало около 200 приглашенных лиц. По прочтении надписи на закладной доске наследник престола собственноручно положил доску на приготовленное место и залил раствором. Затем Цесаревич, интересуясь сооружением дока, рассматривал чертежи, слушал объяснения. По окончании беседы Его Высочеству были поднесены серебряная рамка с дощечкой, подобной закладной, а также виды казенных зданий морского ведомства.
Ныне работающий сухой док, не сохранив своего первоначального названия «Док имени Цесаревича Николая», является одним из производственных подразделений Дальзавода.
19 мая, в воскресенье, состоялось событие, ради которого, августейший гость и прибыл во Владивосток — закладка Уссурийского участка железной дороги. Выполняя волю своего державного родителя, утром цесаревич отправился к месту закладки. Украшенное флагами и зеленью оно находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади.
С самого раннего утра городская публика потянулась в Куперовскую падь, где для августейшего гостя уже был приготовлен великолепно декорированный специальный павильон. Неподалеку была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив с одним вагоном — первый состав Уссурийской железной дороги. В 10 часов утра, после молебна и салюта, Николай Александрович в присутствии 300 человек «лично изволил положить в тачку землю и свезти ее на полотно строящейся железной дороги», тем самым дав начало строительству великого Транссиба — самой длинной в мире железнодорожной артерии, связывающей восток и запад России.
По окончании церемонии Николай и Георгий сели в подготовленный вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор Приморской области, адмиралы и свита. Раздался свисток — и поезд под крики «ура» медленно тронулся по свежей насыпи в направлении города.
Репортер одной из газет писал:
«Так как поезд наш шел по свежей насыпи медленно, из предосторожности, — то большинство собравшегося вдоль полотна народа, особенно рабочих команд и рабочих ссыльнокаторжных, недавно осчастливленных царскими милостями, успевали бежать за поездом...»
Этот день ознаменовался еще одним историческим событием с участием престолонаследника — состоялась торжественная закладка Владивостокского железнодорожного вокзала. По прибытии к месту закладки станции Владивосток, цесаревич со свитой и генералитетом вышли к месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна наследник лично совершил закладку здания: вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее «на веки вечные».
Здание вокзала было построено и открыто 1 июля 1894 года, а через 18 лет реконструировано по проекту архитектора В. Плансона и 7 февраля 1912 года торжественно открыто вновь. В таком виде Владивостокский вокзал существует и поныне.
21 мая Николай покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург.
В сопровождении Приамурского генерал-губернатора Унтербергера престолонаследник тронулся в путь на лошадях по Приморской области. Торжественные встречи были оказаны высокому гостю в селах Никольском (будущий Уссурийск), Ляличи, Спасском, Осиновке.
По всему пути следования цесаревича его ждали восторженные встречи русских людей и инородцев, заселявших Южно-Уссурийский край, и он отвечал им царской милостью, жертвуя деньги на благие дела. Последним пунктом сухопутного путешествия престолонаследника по Приморью стала Осиновка, откуда на пароходе «Вестник» он отправился по реке Уссури в Хабаровск, а дальше через Сибирь — в Петербург.
В Петербург цесаревич прибыл 4 августа 1891 года. За время путешествия было пройдено 51 000 верст, из них 15 000 — по железной дороге, 5 000 — в экипаже, 9 100 — по рекам, 21 900 — по морям. На обратную дорогу у цесаревича ушло около двух месяцев.
Спустя пять лет, 14 мая 1896 года, Николай Александрович Романов взошел на российский престол, став последним русским императором Николаем II. В период торжеств по случаю коронации Владивосток вновь принял в своей гавани фрегат «Память Азова» — тот самый, на котором восточную столицу России посещал ее будущий самодержец.
Восточное путешествие цесаревича Николая сыграло очень важное значение как для самого будущего императора, так и для России и мира в целом. Выбрав в качестве направления именно Восток, Россия показала, что основное внимание внешней политики империи отныне будет приковано именно этому региону. Николай получил уникальную возможность своими глазами увидеть и понять обстановку, царившую в тот период на Востоке и на Тихом океане.
Память об пребывании Романовых осталась в топонимике Владивостока. Так, в честь представителей дома Романовых названы: залив Петра Великого, сопка Алексеевская, улица Светланская, гимназия имени Цесаревича Алексея, Набережная Цесаревича, Великокняжеская батарея, форты Иоанна Грозного, Императора Николая II, Екатерины Великой. В честь Романовых были названы новые районы, учреждения общественных организаций, музеи, первые в крае библиотеки, издания столь необходимых тогда словарей и даже появление пятнистых оленей на острове Русский. Обо всём этом написано в книге Н.Г. Мизь «Романовы во Владивостоке», изданной в 2016 году. Издание приурочено к 125-летию пребывания во Владивостоке Наследника Цесаревича Николая Александровича. Автор книги – краевед, почётный гражданин Владивостока.
В октябре 1996 года в ДВГТУ был установлен памятник – бюст Императору Николаю II работы заслуженного художника России Валерия Ненаживина.
В мае 1998 года, на фасаде бывшего Дома губернатора (ул. Светланская, 52), была установлена памятная доска с барельефным портретом Николая II и текстом, свидетельствующим, что здесь на одну ночь в мае 1891 г. останавливался Цесаревич Николай Александрович.
Сейчас этот объект культурного наследия (ОКН) федерального значения, находится в неудовлетворительном состоянии, на что не раз обращалось внимание общественностью и прессой, но до сих пор вопрос о реставрации дома не решен.
В 2003 году возрождена построенная к приезду Цесаревича Николая Александровича Триумфальная Арка, которая была уничтожена в советский период.
По своему значению Триумфальная Арка является частью культурного центра, одним из символов города. Это исторический символ, символ связи времён.
В декабре 2016 года возле Покровского кафедрального собора (Покровский парк) в присутствии около 300 жителей города был открыт и освящен памятник последнему российскому императору.
4 июля 2017 года в здании железнодорожного вокзала Владивостока (Алеутская, 2) открыли памятную доску с бронзовым барельефом российского императора Николая II. В торжественной церемонии приняли участие представители руководства вокзала, митрополит владивостокский и приморский Вениамин, а также казаки.
Набережная Цесаревича – так называется популярное место прогулок и отдыха жителей Владивостока.
Название набережной связано с историей Судоремонтного завода. Как было сказано выше, в 1891 году с участием Цесаревича Николая Александровича состоялась закладка сухого дока – гигантской стратегической стройки.
Эти и другие памятные места Владивостока являются объектами экскурсии «Романовы во Владивостоке», которая была разработана в 2002 году; в ней используются редкие фотоиллюстрации, документы архивов, воспоминания очевидцев, произведения писателей.
Составитель – Зоя Галицкая, г. Владивосток
Источники:
1. Августейший визит: как раненый цесаревич во Владивостоке тачку возил и доски цементировал.
2. Во Владивостоке установили памятник Николаю II.
3. Правнучка военного губернатора Приморской области Унтербергера застала дом предка в упадке.
7. Презентация книги Н.Г. Мизь «Романовы во Владивостоке».
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
Контакты: za-carya@yandex.ru
© 2017 - 2024. Все права защищены.