Из статьи вы узнаете:
Преподобный Серафим Саровский, в миру – Прохор, происходил из купеческого рода. Семья его проживала в Курске – там будущий святой и появился на свет 19 июля 1759 года. С ранних лет жизнь Прохора была отмечена Божьими знамениями. Будучи еще совсем мальчишкой, он упал со строящейся колокольни, но милостью Пресвятой Девы Марии остался цел и невредим. В дальнейшем Матерь Божия спасла будущего подвижника, когда тот тяжело заболел в отрочестве.
Семнадцатилетним юношей Прохор избрал монашеский путь и, получив материнское благословение, ушел в Саровскую Успенскую пустынь, где пробыл два года в качестве послушника, а затем принял постриг с именем Серафим, которое, кстати говоря, переводится как «пламенный». Очень скоро он был посвящен в сан иеродиакона, а после – иеромонаха. Однако Серафим не остался в обители, а вступил на путь подвижничества.
И первым своим подвигом он избрал подвиг пустынножительства. Молодой монах срубил келью на берегу речки Саровка, где поселился в одиночестве.
Чтобы избавиться от искушений, монах избрал еще более суровый подвиг – подвиг столпничества. Заключался последний в том, что угодник Божий дни и ночи напролет стоял, преклонив колени, на большом камне в лесу, а после – на малом камне у себя в келье и, воздев руки к небу, повторял бесчисленное множество раз Иисусову молитву.
Однажды на старца напали разбойники, сильно его избили и травмировали. Однако Серафим не умер – и в этот раз монаха исцелила Матерь Божия.
Как только святой выздоровел, он дал Господу обед молчания, который длился три года. За сей подвиг Творец наделил старца даром чудотворения и прозорливости. По окончании же добровольного затворничества в безмолвии Серафим Саровский начал принимать людей, помогать им советами и молитвами.
Угодник Божий отличался искренней, всеобъемлющей любовью к людям. Каждого, кто приходил к нему, он встречал фразой: «Христос воскресе, радость моя!», а также напутствовал в необходимости ни при каких обстоятельствах не терять веру в Бога и даже более – сохранять ее непоколебимою. В назидательных речах своих мудрый старец основывался на Священном Писании и трудах святых отцов.
Серафим Саровский скончался в 1833 году. Его нашли бездыханным в келье: старец стоял на коленях перед своей любимой иконой Божией Матери «Умиление». Перед этим очевидцы слышали пасхальные песнопения, доносившиеся из помещения, в котором пребывал и жил праведник. Чудеса же продолжали совершаться и после смерти святого: люди, шедшие на могилку к преподобному, получали утешение и исцеление, помолившись там.
Подвижника канонизировали 19 июля (1 августа) 1903 года. Тогда же случилось обретение мощей прозорливого старца. Этого события особенно ждали сестры Дивеевской обители. А непосредственным инициатором его стал Л. М. Чичагов, будущий священномученик Серафим. Его перу принадлежит замечательное произведение: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Царская чета много и горячо молилась святому Серафиму о ниспослании им наследника, в том числе во время торжеств, посвященных прославлению прп. Серафима Саровского 17-19 июля 1903 г. Их молитвы были услышаны.
Эту летопись прочли члены царской семьи, после чего император Николай II всерьез задумался о канонизации святого и сам вынес данный вопрос на обсуждение в соответствующих кругах. Однако святейший Синод был против. Лишь два человека поддержали государя: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и обер-прокурор Саблер.
Постепенно все разногласия были устранены, и 19 июля (1 августа) 1903 года состоялось-таки прославление преподобного Серафима Саровского…
17 (30) июля на место обретения мощей преподобного приехал Николай II с семьей и свитой. На следующий день, вечером, произошло Всенощное бдение – первое церковное богослужение, в рамках которого Серафим Саровский стал прославляться в лике святых. Был организован крестный ход, направившийся из Успенского собора к церкви преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Там государь, великие князья и высшие представители духовенства взяли носилки с гробом подвижника и понесли его, сопровождаемые великим шествием, в уже упомянутый выше Успенский собор. В последнем под церковные песнопения, при множестве свидетелей, наконец, открыли гроб с телом. После чтения Евангелия высокопоставленные лица стали прикладываться к мощам.
На следующий день прославление Серафима Саровского продолжилось. Святые мощи обнесли вокруг престола и поместили в предварительно подготовленную раку. Затем состоялась Литургия, а после – крестный ход, в рамках которого нетленное тело подвижника обнесли вокруг монастырских церквей. Людей было видимо-невидимо, все плакали от радости. Прямо во время крестного хода совершалось множество исцелений и других чудес. По завершении шествия всю ночь слышны были на территории обители церковные песнопения.
Когда к власти пришли Советы, нетленное тело преподобного Серафима было ликвидировано, а именно увезено в неизвестном направлении. Это случилось в 1920 году согласно соответствующему положению, где и говорилось о «всероссийском масштабе» указанной выше ликвидации. Сначала мощи перевезли в Московский донской монастырь, куда же потом они делись – долго оставалось загадкой.
Спустя без малого 70 лет выяснилось, что все это время останки Серафима Саровского находились в Петербурге, в музее истории, религии и атеизма. Нигде в документах мощи не числились, что наводит на мысль о намеренном укрытии их сознательными, благочестивыми людьми.
Обнаружение тела преподобного в 80-е гг. XX-го века было случайным: при переводе музея в иное помещение сотрудники наткнулись на рогожу, укрывавшую нетленные останки святого. На то, что тело это дивеевского подвижника, указывало присутствие на мощах медного креста, какой носил при жизни старец, и рукавичек с вышитой фразой «Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас».
По поручению Патриарха Алексия II Российский центральный архив предоставил копии документов, связанных с канонизацией праведника. Сопоставление мощей и бумаг подтвердило, что найденные в музее останки действительно принадлежат святому Серафиму. После освидетельствования мощи получили новое облачение и были положены в новую раку.
11 января 1991 года состоялась торжественная передача тела Серафима Саровского Русской Православной Церкви в присутствии Патриарха, архиереев и директора музея. Затем мощи перевезли в Александро-Невскую Лавру, где совершилось прославление подвижника. В Москве они очутились 7 февраля. В Дивеево мощи совершили долгий путь через ряд лежащих по дороге городов в рамках торжественного крестного хода, окончившегося 30 июля.
На основе источника: https://www.inmoment.ru/holidays/uncovering-relics-st-seraphim-sarov.html
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
Контакты: za-carya@yandex.ru
© 2017 - 2024. Все права защищены.