За Царя! Покаяние спасет Россию
За Царя! Покаяние спасет Россию

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Два классных часа о царе из курса лекций «Нравственность – сила нации» Фонда «За Нравственность!»

Педагогами-волонтёрами Фонда «За Нравственность!» разработан Курс лекций «Нравственность – сила нации», который содержит лекции, посвящённые последнему русскому царю и его семье. Эти лекции призваны восстановить истину о жизни царской семьи и достижениях Российского государства в период царствования Николая II. В них приведено множество исторических фактов и статистических данных с указанием на источники.

С благодарностью и с разрешения Фонда «За Нравственность!» предлагаем вашему вниманию две лекции для проведения классных часов в 7-8 классах.

Это уникальный материал для педагогов, лекторов и неравнодушных родителей.

Автор классных часов о царе – Г.Л. Павлова

Скачать тексты и презентации

Посмотреть список источников

Скрыть список источников

Литература:

Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли. – URL: http://­fanread­.ru/­book/­8996116/­?page=1

Амелина Т. Великая неизвестная и оболганная. К столетию Первой мировой войны (беседа с Лавровым В.М.). – URL: http://­www.­pravmir.­ru/­velikaya-neizvestnaya-i-obolgannaya-k-stoletiyu-pervoy-mirovoy-voynyi/

Борисенко С. Гаагская конференция установила нормы ведения войны. – URL: http://­fb.ru/­article/­65907/­gaagskaya-konferentsiya-ustanovila-normyi-vedeniya-voynyi

Борисюк А.А. История, которую приказали забыть. Николай II и его время. – М., 2017.

Борисюк А.А. Правление Николая II. Цифры, факты и мифы. – URL: http://­politikus.ru/­articles/­12732-pravlenie-nikolaya-ii-cifry-fakty-i-mify.html.

Боханов А.В. Николай II. – М.: Вече, 2008.

Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах. – URL: http://­www.liveinternet.ru/­users/­4271174/­post228382850.

Васильев В. Русский Легион Чести // Ж-л «Кадетская перекличка» № 46, 1989. – URL: http://­www.­xxl3.ru/­kadeti/­rus_korpus.­htm#vasiljev

Веригин А.Б. Верховный главнокомандующий Русской армией и флотом Император Николай II. – URL: http://­www.­belrussia­.ru/­page-id-6358­.html

Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича (ч.1) . – URL: http://­www.kfss.ru/­content/­vostochnoe-puteshestvie-cesarevicha-nikolaya-aleksandrovicha-ch1-1

Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917. – Изд-во КРОН-ПРЕСС, 1997. – URL: https://royallib.com/­book/geyfman­_anna/­revolyutsionniy­_terror­_v­_rossii­_1894­_1917.html

Документы по соглашению России с Великобританией и Францией о проливах. Выверено по изданию: Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., Гос. изд-во полит. Л-ы, 1952. – URL: http://­www.hist.msu.ru/­ER/Etext/­FOREIGN/­bosporus.htm

Епископ Егорьевский Тихон: Наша выставка о том, как Россия смогла преодолеть выпавшие на ее долю беспримерные испытания. Интервью «Российской газете» № 6833 (262). – URL: http://­www.­patriarchia.­ru/­db/­text/­4275948.html

Зыкин Д. Первая мировая война: объект антироссийской лжи. Опровергнем штампы. – URL: http://­www.km.ru/­v-rossii/­2014/­05/10/­istoriya-rossiiskoi-imperii/­739536-pervaya-mirovaya-voina-obekt-antirossiiskoi-l

Иванов А., д-р истор. наук. Албанская Голгофа. К 100-летию трагического отступления сербской армии. – URL: http://­pravoslavnye­.ru/­history/­2015/­12/26/­albanskaya_golgofa/

Император Николай II. Крестный путь / авт.-сост. Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина, О.А. Иванова. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2016.

Куличкин С.П. Три войны генерала Юденича. – URL: http://­www.­fb2archive.­ru/­voyny-i-konflikty-xx-veka/­tri-voyny-generala-yudenicha/

Лавров В.М. Великая, неизвестная и оболганная. К столетию начала Первой мировой войны (беседа). – URL: http://­www.pravmir­.ru/­velikaya-neizvestnaya-i-obolgannaya-k-stoletiyu-pervoy-mirovoy-voynyi/

Машинцев А. Забытые страницы истории Российско-тайских отношений. (По материалам книги Б.Н. Мельниченко и С.Е. Трифонова «Король Чулалонгкорн в России», изд. Консульство Королевства Таиланд в Санкт-Петербурге. – СПб, 2010 г.) – URL: http://­mirputeshestvii­.ru/­read/­articles/­zabytye_­stranitsy_­istorii_­rossiysko_­tayskikh_­otnosheniy/

Миллер А.Ф. Англо-Франко-Русское секретное соглашение 1915 о проливах. – URL: http:­//ucmopuockon.­livejournal.­com/­11179380.­html

Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг. – М., 1928.

Мультатули П.В. Император Николай II и мусульмане. – URL: http://­moskvam.ru/­publications/­publication_1026.html

Мультатули П. Император Николай II – инициатор всеобщего разоружения. К 140-летию со дня рождения Святого Царя-Мученика. – URL: http://­www.­pravoslavie.­ru/­37473.html

Мультатули П.В. 1917-й: почему это стало возможно? К 100-летию Февральской буржуазно-демократической революции // Журнал «Русский Дом», № 2, февраль 2017. – URL: http://­www.russdom.ru/­node/10091

Мультатули П.В. Император Николай II во главе действующей армии и заговор генералов. – URL: http://­gosudarstvo­.voskres­.ru/­multat/­oglavl.htm

Нарочницкая Н. Первая мировая война – ключ к истории ХХ века. Издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. – URL: http://­www.­perspektivy.­info/­book/­pervaja_­mirovaja_­vojna__­kluch_­k_­istorii_­khkh_­veka_­2009-01-29.htm

Нарочницкая Н. О мифах первой мировой. – URL: http://­www.­dynacon.­ru/­content/­articles/­2061/

Некрасов Г. Император Николай II как полководец. – URL: http://­ruskline.ru/­analitika/­2011/­01/20/­imperator­_nikolaj­_ii_kak­_polkovodec

Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1 – 2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. – М.: Издательство Института Гайдара, 2012.

Олейников А. Император Николай II как военный деятель России в период Первой мировой войны. Часть 1. – URL: https://­topwar.ru/­113354-imperator-nikolay-ii-kak-voennyy-deyatel-rossii-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-chast-1­.html

Олейников А. Император Николай II как военный деятель России в период Первой мировой войны. Часть 3. – URL: https://­topwar.ru/­113381-imperator-nikolay-ii-kak-voennyy-deyatel-rossii-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-chast-3­.html

Олейников А. Император Николай II как военный деятель России в период Первой мировой войны. Часть 6. – URL: https://­topwar.ru/­113556-imperator-nikolay-ii-kak-voennyy-deyatel-rossii-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-chast-6­.html

Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. – М.: Наука, 2003.

Пагануцци П. Император Николай II – спаситель сотен тысяч армян от турецкого геноцида. – URL: http://­www.­belrussia.­ru/­page-id-1510.­html

Паламарчук В. История народного хозяйства Германии в 1871-1914 г. – Львов, 1960.

Поланецкий Н. Воспоминания офицера Царской Ставки о "союзниках". – URL: http://­www.belrussia­.ru/­page-id-6685­.html

Перевезенцев С.В. «Россия – великая судьба». – М.: Белый город, 2003.

Платонов О.А. Воспоминания о народном хозяйстве. – М., 1990.

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. – Издательский дом «Родник», 1997.

Платонов О.А. Терновый венец России – URL: http://­www.rusinst.ru/­docs/books/­O.A.Platonov-Ternovyi­_venec­_Rossii.pdf

Подкова К. Николай II и король Сиама Рама V Чулолонгкорн. – URL: http://­ummei.­ru/­forum/­istoriya-rossii/­nikolay-korol-siama-rama-t3588­.html­#p28874

Покаяние спасет Россию. О Царской семье / авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Попов К. Битва при Гумбиненне. – URL: http://­warspot.­ru/­145-bitva-pri-gumbinnene

Поуездные итоги Всероссийской Сельско-Хозяйственной и Поземельной переписи 1917 года по 57 губерниям и областям. Труды Центрального Статистического Управления. Том V. Выпуск 2. – URL: http://­istmat.info/­node/29782/.

Путешествие Цесаревича Николая на Восток. 1890-1891 гг. – URL: http://­humus.­livejournal.­com/­2408578.­html

Рифеев Александр. 100-летие Русского Экспедиц. Корпуса во Франции. – URL: http://­www.­proza.­ru/­2016/­04/03/­1680

Самсонов А. Как Россия спасла Сербию от разгрома. – URL: https://­topwar.­ru/­115414-kak-rossiya-spasla-serbiyu-ot-razgroma­.html

Сидоров А.Л. Экономическое положение России в годы Первой Мировой войны. – М.: Наука, 1973.

Симонов Н.С. Развитие электроэнергетики Российской Империи: предыстория ГОЭЛРО. – М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – URL: https://­mestialibi.ru/­?p=18638.

СТО ЛЕТ БЕЗ ЦАРЯ: УРОКИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. Беседа с историком науки и образования Дмитрием Сапрыкиным. Часть 1. – URL: http://­kipha.livejournal.com/­218664.html. Часть 2. – URL: http://­kipha.livejournal.com/­218581.html

Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР. – М.: Наука, 1966.

Тери Э. Экономическое преобразование России. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

Сорокина Т.С. Земская медицина – приоритет России. Российский университет дружбы народов. – URL: https://­cyberleninka.ru/­article/v/­zemskaya-meditsina-prioritet-rossii

Сысин А.Н. Становление санитарной и эпидемиологической деятельности в России. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – URL: http://­69.rospotrebnadzor.ru/­95let/etapyrossii/­146371/

Тери Э. Россия в 1914 г. Экономический обзор. – URL: https://aftershock.news/?q=node/470655&full

Тери Э. Экономическое преобразование России. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – URL: http://­reosh.ru/­edmond-teri-ekonomicheskoe-preobrazovanie-rossii.html

Ульянова Г.Н. Здравоохранение и медицина // Россия в начале ХХ века. – М.: Новый хронограф, 2002. – URL: http://­galinaulianova.ru/­index.php?option=com­_content­&view=article&id­=75%3Amedicine-xx­&catid=38%3Abooks­&Itemid=60­&lang=ru

Шаляпина Е. Л. Россия в период царствования императора Николая II: некоторые факты. – URL: https://­cont.ws/­@ruspole-org/­663950.

Шамбаров В. Война великая, победоносная, оклеветанная. – URL: http://­lgz.ru/­article/­-13-6456-2-04-2014/­voyna-velikaya-pobedonosnaya-oklevetannaya/

Хазов А.А. Письмо в редакцию. О Храме-памятнике а Мурмелоне // Ж-л «Кадетская перекличка» № 46, 1989. – URL: http://­www.xxl3.­ru/­kadeti/­rus_­korpus­.htm#­hram

Хазов А.А. Русский экспедиционный корпус во Франции (1916-1918) // Ж-л «Кадетская перекличка» № 46, 1989. – URL: http://­www.xxl3.­ru/­kadeti/­rus_­korpus­.htm

Хвалин А. Это эпохальное было путешествие… – URL: http://­www.­stoletie.­ru/­territoriya_­istorii/­andrej_­khvalin_­eto_­epohalnoje_­bylo_­puteshestvije_­590.htm

Использованы материалы сайтов:

Руксперт. Статья «Николай II»: http://­ruxpert.ru/­Николай_II

Николай II – достояние России: http://­nick2.ru/

Использованы материалы из фильмов:

Фильм «Николай II. Сорванный триумф». П. Мультатули, Е. Крылов https://­youtu.be/­oUwd9OOvZT0

ТОП - 5 самых необычных дорог времен Николая II | Великие стройки: https://­youtu.be/­si_F231dQZ8

Александр Музафаров. Просветительская политика Николая II: https://­www.youtube.com/­watch?v=bdPLDZQJOKA­&list=PLKl-JcOakPNWHvz-dExj2HahagQ6LyKr7

Экономика при Николае II. История России XX века: https://­youtu.be/­i4TsH1y4FiA

Николай II. Сорванный триумф. Фильм П. Мультатули, Е. Крылова: https://­youtu.be/­oUwd9OOvZT0

«Романовы. Царское дело. Фильм 5» https://­youtu.be/­kRe7WhP0sAQ

Николай Юденич. Забытая победа https://­youtu.be/­lFm_wiKZtL4

Начало 20 века - История России XX века. https://­youtu.be/­IypdEXOXZx0

Первая мировая. Неизвестная война https://­youtu.be/­pzGaAnoezrw

Забытая война и преданные герои Первой мировой. Лекция Н.Н. Нарочницкой из телепередачи ACADEMIA https://­youtu.be/­mGAYq_TASqY

ТОП-5 фактов о необычном оружии времен Николая II https://­youtu.be/­N5z7vY7j4nE

Николай II побеждал в Первой мировой войне-2 https://­youtu.be/­2tE3jC025WY

Николай II побеждал в Первой мировой войне-3 https://­youtu.be/­B8lLNT11dwc

Скрыть список источников

Император Николай II. Крестный путь

Пояснительная записка

Цель: сформировать у школьников интерес и уважение к истинной истории России, гордость за достижения, мощь и богатство своей страны.

Задачи:

  • познакомить школьников с уровнем развития дореволюционной России на основе подлинных исторических документов.
  • показать истинные качества высоконравственного и политически и экономически грамотного правителя страны, каким был Николай II.
  • дать представление о причинах разрушения страны и способах избежать подобного сценария в будущем.

Содержание материала:

Политика, экономика, культура и наука в период правления Николая II. Вклад Николая II в достижения своей страны в различных областях русской жизни и успехи на международной арене.

Крушение Российской Империи в результате заговора элит при поддержке внешних врагов России. Осознание исторического опыта с целью не повторить ошибок прошлого.

Форма занятий: лекция с элементами беседы.

Оборудование: проектор, колонки, компьютер.

Материалы: презентация.

Методы: словесный, наглядный.

Ожидаемые результаты:

  • в ходе занятия дети смогут составить представление о судьбе своей Родины в период конца 19 – начала 20 века,
  • научатся сравнивать события, анализировать исторические факты, рассуждать логически и делать выводы,
  • сформируют познавательный интерес к отечественной истории,

задумаются о своей личной ответственности за будущее своей страны.

Методические советы.

Форма проведения классного часа – лекция с элементами беседы.

Время – 2 урока по 45 минут.

Материал по теме предложен более обширный, чем на 2 урока по 45 мин. Возможно распределение материала на три урока либо использование фрагментов текста и фактов – по выбору педагога в рамках двух уроков.

Ход классного часа
Занятие 1. Забытая история России

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Введение.

Из учебников истории России вы знаете, что Николай Второй Александрович Романов был последним русским царём.

Вспомните, когда вы слышите имя Николая II, какие события, какие качества царя всплывают в вашей памяти?

К сожалению, большинство современных учебников рисуют облик Николая II, который не соответствует действительности: в них нередко умалчивается или принижается вклад императора в развитие страны. А самому государю приписываются мнимые недостатки, которые были широко растиражированы средствами массовой информации в прошлом веке. Его называли то слабым, то «кровавым», мало обращая внимание на явное противоречие этих характеристик.

В советское время утверждалось, что самодержавие – это зло, отживший, загнивающий институт, тормозящий прогресс цивилизации. Что его свержение было неизбежно, было необходимо для развития общества. Что Россия была «тюрьмой народов», отставшей, аграрной, «лапотной» страной, и ей требовалось обновление. Эти стереотипы прочно укоренились в сознании многих людей и распространены до сих пор.

Однако в обществе, особенно в последние два десятилетия, всё больше появляется книг и публикаций, которые открывают совершенно иную картину.

Множество исследователей, учёных, писателей и публицистов на основе архивных документов, которые до недавнего времени имели гриф «секретно» и «совершенно секретно», дневниковых записей царской семьи, воспоминаний современников императора рисуют абсолютно иной облик Николая II.

Постепенно открывается правда о царе и дореволюционной России, которую мы не знали.

И сегодня мы попробуем расширить свои представления, узнать и проанализировать факты.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

В течение 2-х уроков вы узнаете о том:

  • какими темпами развивалась Россия в период правления Николая II,
  • об истинных качествах государя,
  • кому было выгодно ослабить и уничтожить Россию,
  • о предательстве внутри страны,
  • кто несёт ответственность за будущее нашей страны, и что мы с вами должны сделать, чтобы наша страна стала процветающей и счастливой.

Какая была Россия в период правления императора Николая II?

Он правил страной 23 года (с 1894 по 1917 год)

Сначала давайте разберёмся, что нам нужно знать, чтобы определить уровень развития той или иной страны в определённый отрезок времени.

Какие сферы её жизнедеятельности нам надо проанализировать?

Беседа со школьниками в виде вопросов и ответов.

На доске и в тетрадях запишем:

  • Экономика
  • Промышленность
  • Сельское хозяйство
  • Финансовая сфера
  • Народное благосостояние
  • Наука
  • Социальная сфера
  • Медицина
  • Образование
  • Культура
  • Демократические свободы
  • Внешняя политика

Исходя из этих пунктов нашего плана, рассмотрим конкретные факты о России начала 20 века.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

1. Экономика.

К 1917 году Россия занимала 1/6 часть земной суши и входила в пятёрку самых развитых и благополучных стран мира. В начале XX века западные журналисты, командированные в нашу страну, писали о русском экономическом чуде. Директор Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Леонид Решетников рассказывает: «По уровню промышленного производства Россия занимала четвёртое место в Европе и пятое в мире, уступая по важнейшим показателям лишь США, Германии, Великобритании и Франции».

Посмотрите на слайд. Приводится сравнение валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Империи с крупнейшими экономически странами мира, в млрд. долл. США (данные на 1913 год – последний год перед войной).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

«Таким образом, мы можем видеть, что ВВП Российской Империи значительно уступал лишь ВВП США и Британской Империи, с другими же странами разница была не столь значительна. При этом… не стоит забывать, что цифры для Великобритании даны с учётом всех колоний и заморских территорий. Если же их не считать, то британский ВВП по размеру будет близок к ВВП Российской Империи» (из статьи «Николай II» на сайте Руксперт).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Строились города, железные дороги, новые предприятия.

Например, великая Транссибирская магистраль, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная дорога в мире и которая связала Дальний Восток с Европейской частью России, – детище Николая II.

На протяжении этой железной дороги возникло более 200 населённых пунктов и третий по численности населения город России – Новосибирск, который сейчас по праву считается столицей Сибири и который до 1926 года носил имя Новониколаевск в честь своего создателя.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Экономическая политика была мудрой: применялось льготное налогообложение и кредитование, организовывались промышленные ярмарки, развивались средства связи.

Государство всемерно поддерживало науку и изобретения.

Был взят курс на модернизацию промышленности и прогрессивную столыпинскую аграрную реформу.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

В начале 20 века Россия переживала настоящий экономический бум.

Во многих отраслях она занимала ведущие позиции на мировой арене:

  • Темпы роста национального дохода – 1-ое место в мире.
  • Темпы роста производительности труда – 1-ое место в мире.
  • Уровень концентрации производства – 1-ое место в мире.
Как рассказать детям о Николае II и его семье?

2. Промышленность.

В начале ХХ века к характеристике успехов России было применимо слово «первый»:

  • первая подводная лодка в России,
  • первый автомобиль,
  • первый самолёт,
  • первый трамвай,
  • первая электростанция.

Например, первой в мире подводной лодкой с дизельным двигателем стала российская «Минога».

Как рассказать детям о Николае II и его семье?
Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Именно Николай II основал подводный флот России. Более того, с 1903 по 1917 год император организовал постройку 78 подводных лодок! За эти 14 лет было организовано не только производство первых опытных образцов (в общей сложности 11 штук), но и налажено серийное производство.

До Николая II подводных лодок в России не производилось вообще, а к 1914 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом из 78 лодок, в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

Николай II уделял огромное внимание передовым военным технологиям. Кроме подводных лодок при нём появляются «летающие лодки» – авиация морского базирования, способная взлетать и приземляться как с авианосцев, так и с водной поверхности.

В период с 1913 по 1917 годы, всего за 5 лет, Николай II ввёл в состав войск 12 авианосцев, оснащённых летающими лодками М-5 и М-9 также отечественного производства!

Российская империя была мировым лидером по количеству и качеству авианесущей группировки.

Были и другие успехи.

С 1895 по 1906 в 2 раза увеличился речной флот. Он был самый крупный в мире.

Ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог.

План электрификации всей страны был создан при царском правительстве, а после революции присвоен большевиками, но об этом мало кто знает. План ГОЭЛРО был утверждён в 1909 г., начало его реализации было запланировано на 1915 г., но из-за войны сроки передвинули на 1920 г.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Все заводы, производящие железнодорожные локомотивы по сегодняшний день, построены в дореволюционной России. Достаточно посмотреть год их основания.

Практически все стройки первых пятилеток были начаты или спроектированы до 1917 г., например, знаменитая «Магнитка» началась в 1916 г., а в конце 1917 г. стройка встала. Её возобновили лишь в 1927 г.

Также была спроектирована трассировка линий московского метрополитена, который планировалось строить в 1920 году. Строительство метрополитена в СССР было подготовлено проектами, разработанными в царской России, и тем самым явилось восстановлением инженерной традиции Российской Империи.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Царь Николай II – отец русского авиастроения.

Только в 1911 году в России был проведён первый опыт по созданию вооружённого самолёта, но уже к началу Первой Мировой войны (1914 год) императорский военно-воздушный флот был самым большим в мире.

До 1917 года в Российской империи было открыто свыше 20 авиазаводов и выпущено 5600 самолетов. 5600 самолетов за 6 лет! Учитывая, что ранее самолётов у нас никогда не было. Таких рекордов не знала даже сталинская индустриализация. Более того, мы были первыми не только по количеству, но и по качеству.

На слайде вы видите: Царь Николай II осматривает самолёт Игоря Сикорского «Русский витязь».

После революции гениальный конструктор эмигрировал в США, где организовал вертолётный завод. Вертолёты Сикорского находятся в составе вооруженных сил США до сих пор.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Россия в начале 20 века:

  • один из крупнейших в мире производителей продукции цветной и чёрной металлургии;
  • один из крупнейших в мире производителей продукции машиностроения;
  • одна из крупнейших в мире стран по объёму добычи угля.

В 1913 году царская Россия занимала 4-5-е место в мире по выплавке чёрного металла, при этом темпы роста производства стали у неё были вторыми (уступали только мировому лидеру – США, а на некоторых отрезках – Германии).

Посмотрите на слайд.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

К 1913-1914 годам Россия вышла на полное самообеспечение по углю.

«В период предвоенного времени 1910-1913 годов имел место промышленный рост в 7,5 %.

Выплавка чугуна увеличилась за 20 лет почти в четыре раза; выплавка меди – в пять раз; добыча марганцевой руды также в несколько раз. Только за 1909-1913 гг. тяжёлая промышленность выросла на 174 %, а лёгкая на 137 %. В целом, за период 1887-1913 гг. промышленное производство в России увеличилось в 4,6 раза, страна вышла на 4-5 место в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, угля и выплавке стали. Доля России в мировом промышленном производстве возросла с 3,4 % в 1881 году до 5,3 % в 1913. По общему объёму промышленного производства Россия вышла на 5-6 место в мире.

Посмотрите, как выросло производство основных видов промышленной продукции за время правления Николая II:

Производство основных видов промышленной продукции в 1887-1913 гг., млн. пудов

Виды продукции1887 г.1900 г.1913 г.
Чугун36,1176,8283
Уголь276,2986,42215
Сталь и железо35,5163246,5
Нефть155631,1561,3
Хлопок (переработка)11,51625,9
Сахар25,948,575,4

По добыче нефти Россия заняла первое место в мире в 1901 году, обогнав американских добытчиков, и стала претендовать на звание глобальной энергетической державы. Впоследствии американцы вернулись на первое место, однако второе место прочно занималось Россией» (сайт Руксперт, статья «Николай II»).

Россия была крупнейшим в мире экспортёром продукции текстильной промышленности.

Вы знаете, что весь Китай ходил в нашем ситце, и даже Индия, которая традиционно была лидером в производстве тканей, покупала нашу мануфактуру?

• Ребята, а знаете ли вы, что значит «экспортёр» и «импортёр»?

Когда страну называют импортёром, а когда экспортёром?

Подвести итог.

Быть импортёром – значит, покупать товары из-за рубежа, у других стран.

• В каких случаях мы покупаем чужие товары?

Тогда, когда мы не в состоянии произвести их у себя, либо наши товары по каким-то параметрам уступают зарубежным.

Быть экспортёром, значит, продавать свою продукцию другим странам.

• В каких случаях можно продать свою продукцию другой стране?

Если наша продукция конкурентоспособна, т.е. лучше других аналогов и по своим характеристикам высоко оценивается покупателем.

• Что выгоднее для страны: быть импортёром или экспортёром?

Конечно, выгодно быть экспортёром, это значит развивать собственное производство, что увеличивает рабочие места, расширять рынки сбыта, а это привлекает капитал в страну. Страна богатеет.

Вы видите на диаграмме, как менялось соотношение импорта и отечественного производства страны с 1913 по 1917 гг. Синий цвет (левые столбики) – импорт, красный (правые столбики) – отечественное производство.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Но есть такой экспорт, который хоть и привлекает капиталы в страну, но это сказывается негативно на её развитии, в этом случае страну называют «сырьевым придатком».

• Почему?

Потому что страна продаёт в основном свои природные ресурсы – газ, нефть, древесину, а своё производство не развивает. И благосостояние народа зависит от мировых цен на эти ресурсы, на нефть, например.

Наверное, вы не раз слышали, что до недавнего времени нашу страну называли «сырьевым придатком», пока благодаря «санкциям» мы не начали развивать собственное производство.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

При императоре Николае II Россия сырьевым придатком не была.

Он категорически запретил вывоз из России круглого (необработанного) леса и экспорт сырой нефти – только нефтепродукты Россия поставляла за границу, и наше моторное масло было лучшим в мире.

С 1885 по 1913 гг. промышленная продукция выросла в 5 раз, превысив темпы промышленного роста наиболее развитых стран мира.

«Как по темпам роста промышленной продукции, так и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив в этом даже США. Хотя по абсолютным объёмам продукции и производительности труда ещё наблюдалось значительное отставание.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Мы видим, что ещё в 1890 году США опережали Россию и по темпам роста продукции, и по производительности труда, однако в 1900-1913 годах положение изменилось, разрыв между Россией и США стал сокращаться. Бурный рост промышленного производства наблюдался практически во всех отраслях промышленности России.

Особенно высокими темпами в этот период развиваются металлообрабатывающая, химическая, нефтеобрабатывающая отрасли промышленности» (из книги О. Платонова «История русского народа в XX веке»).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

3. Сельское хозяйство.

Россию называли «первой житницей Европы». Это значит, что мы кормили не только себя, но и Европу.

По производству основных видов с/х продукции она вышла на 1 место. На её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта с/х продукции.

К 1913 году Россия – крупнейший в мире экспортёр зерновых культур, льна, яиц, молока, масла, мяса, сахара и пр.

Представьте себе: мы производили зерна на 1/3 больше, чем 3 других крупных мировых государства вместе взятых: Канада, Австралия и Аргентина.

Мы производили великолепное по качеству сливочное масло. Это масло мы гнали уже по железным дорогам в Данию. Они брали это масло, они умели его сгустить до ярко желтого цвета, добавить туда свои травки, красиво упаковать, и поэтому они были производителями №1 масла в мире, но на 70% это было наше русское масло высочайшего качества. Мы даже экспортировали яйца, 50% всего европейского потребления яиц – это были яйца из России, как и мясо, и многое другое.

Россия занимала 1-ое место в мире по количеству лошадей, крупного рогатого скота, овец и одно из первых по количеству коз и свиней.

В советское время было принято считать, что крестьяне в дореволюционной России были забитой и бесправной частью общества, а помещики их нещадно угнетали и владели большинством земель в стране. Громкий лозунг «Земля – крестьянам», провозглашённый большевистским правительством, означал, что крестьяне должны из рабов стать хозяевами своей земли.

Что же было на самом деле?

Посмотрим данные сельскохозяйственной переписи 1917 года по площади посевов и по другим категориям использования земли (Поуездные итоги Всероссийской Сельско-Хозяйственной и Поземельной переписи 1917 года по 57 губерниям и областям. Труды Центрального Статистического Управления. Том V. Выпуск 2. Источник: http://­istmat.­info/­node/­29782/).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Таким образом, основная доля производственных средств – земли и животных – на 1916 год уже принадлежала крестьянам – они осуществляли 89,3 % посевов и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

• Кто знает, что случилось после революции?

Была гражданская война, продразвёрстка, когда на нужды молодой республики насильно изымалась вся продукция, которую крестьяне вырастили, потом раскулачивание – всё это привело к разрушению крестьянских хозяйств и гибели миллионов людей от голода. Эти события назвали «голодоморами».

Что примечательно, именно крестьяне прислали в декабре 1917 года за множеством подписей челобитную в оргкомитет Учредительного собрания, которое так и не собралось, с просьбой вернуть на престол Николая II:

«При Батюшке-Царе ничего не было, а теперь при новом вашем правительстве каждый день убийства, грабёж и жаловаться некуда. Зато теперь – свобода, подохнуть бы вам всем, кто это выдумал. Прошу, передайте Батюшке Николаю привет. Мы за Него молимся, чтобы Он встал на Престол... Я и другие, много нас, хотим голосовать за Батюшку – Царя Николая, при Котором нас, бедняков, никто не трогал и всё было доступно и дёшево, а хлеба было много. Неужели Батюшка-Царь не вернётся к нам? Господи, вразуми народ и верни нам Защитника-Царя!» (статья о Николае II на сайте Руксперт).

Дальнейшая коллективизация и создание колхозов окончательно разрушили многовековой крестьянский уклад жизни и привели к столетнему развалу сельского хозяйства.

4. Финансовая сфера.

• Кто знает, от чего сейчас зависит курс нашего рубля?

Вы, наверное, знаете, что наш сегодняшний рубль привязан к доллару? И 60-70 руб. в настоящее время можно обменять всего на 1 доллар.

Курс рубля зависит не только от курса доллара, но и от курса евро, а ещё – от мировых цен на нефть, о чём мы с вами уже говорили.

• Скажите, зависит ли уровень благосостояния народа от курса рубля?

Конечно. Поскольку в стране до недавнего времени было много импортных товаров, то повышение курса доллара влекло за сбой повышение цен, и это продолжается до сих пор.

• Для экспорта наших товаров это хорошо – повышение курса доллара?

Да, потому что мы можем дороже продать свои товары. Но для этого у нас должно быть развито своё производство, а до недавнего времени, как мы говорили, большая часть экспорта составляли природные ресурсы.

• Является ли наша национальная валюта устойчивой и независимой?

Нет.

• Всегда ли так было?

Так было не всегда.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

В царствование Николая II рубль не зависел от валют других государств, он конвертировался на золото.

Были введены золотые монеты. Представьте, что вы идёте в банк, и в обмен на ваши бумажные деньги вам выдают золото. Это сейчас невозможно ни в одной стране мира. А в России были золотые деньги, и это говорит об очень большой устойчивости нашей валюты.

Благодаря удачно проведённой денежной реформе Россия упрочила своё финансовое положение. Устойчивая золотая валюта пользовалась высоким доверием и на внутреннем денежном рынке, и за границей. Прямым следствием твёрдой обеспеченности российской валюты явился быстрый рост промышленности в силу возросшего притока иностранных капиталов.

Наш рубль опережал марку, франк и другие валюты, уступая только фунту стерлингов и доллару.

«Россия металлическим золотым обращением обязана исключительно Императору Николаю II», – говорил министр царского правительства С. Ю. Витте.

Объём золотого запаса был крупнейшим в мире!

Он также был и самым большим в истории России с момента гибели империи, вплоть до наших дней. Посмотрите на таблицу, вы видите, что за эти последние 100 лет – самый большой золотой запас был в 1917 году.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Согласитесь, что финансовая стабильность делала экономику страны устойчивой.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

5. Благосостояние народа.

Народный доход России с 1894 до 1914 г. вырос с 8 млрд. рублей до 24 млрд., т. е. за 20 лет он увеличился в 3 раза.

В России были самые низкие цены.

В России были самые низкие в мире налоги.

Посмотрите на слайд. Общая сумма налогов на одного жителя в России была более чем вдвое меньше, нежели в Австрии, Франции и Германии и более чем в четыре раза меньше, чем в Англии.

Общая сумма налогов (на одного жителя в рублях; 1 золотой рубль равен 2,67 зол. франкам или 51 американскому зол. центу): Россия – 9,09; Австрия – 21,47; Франция – 22,25; Германия – 22,26; Англия – 42,61. (Источник: Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Принято было считать, что рабочий класс был угнетённым. Однако за четверть века доходы рабочих выросли в 3 раза.

Посмотрите на диаграмму. Это сравнительная зарплата рабочих средней квалификации Санкт-Петербурга в 1913 году и 2012 (в сопоставимых ценах 2012 года).

Вы видите, что тогдашние зарплаты были выше более чем в полтора раза.

Население России за время правления Николая II (23 года) выросло больше, чем на 60 млн. чел.

В императорской семье было 5 детей.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

А знаете ли вы, что для России того времени это малочисленная семья, даже 8 детей считалось маленькой семьёй? 12 детей было нормой.

• Почему такой прирост населения? Когда это происходит?

Когда люди обеспечены, хорошо живут и уверены в будущем. Многочисленными семьи были потому, что люди были религиозны и аборты считались большим грехом. (Можно спросить детей: а как они думают, аборт – это грех это или нет? А вы бы хотели быть на месте тех детей, которых их родители не пустили в этот мир?)

Ни до, ни после такого прироста не было. Были только потери.

«За ХХ век немотивированные потери, не объясняемые никакими естественными причинами (рождаемость и смертность), составила 65 млн. человек» (Из книги С. Перевезенцева «Россия – великая судьба» – М.: Изд-во «Белый город», 2006).

6. Наука.

• Можете ли вы назвать фамилии учёных того времени, кого вы знаете?

Наука в начале 20 века также достигла своего значительного расцвета. Тогда произошла настоящая революция в естествознании. Крупные научные открытия, сделанные в этот период, стали причиной пересмотра уже существующих представлений об окружающем мире.

Мы уже говорили о достижениях в сфере изобретательства: фотография, радио, воздухоплавание, наземные средства передвижения, различные виды вооружения и многое другое. Такие успехи возможны только при общем высоком уровне науки и при всемерной поддержке государства научных изысканий и экспериментов.

«Так, одним из первых актов Императора Николая II было распоряжение о выделении значительных сумм денег для оказания помощи нуждающимся учёным, писателям и публицистам, а также их вдовам и сиротам (1895 г.). Заведование этим делом Император поручил специальной комиссии Академии наук. В 1896 году вводится новый устав о привилегиях на изобретения, “видоизменивших прежние условия эксплуатации изобретений к выгоде самих изобретателей и развития промышленной техники”», – сообщается в книге Олега Платонова «Терновый венец России».

Научные открытия 20 века в дореволюционной России были сделаны благодаря работе различных кружков. Последние представляли собой небольшие сообщества, в состав которых входили не только исследователи-практики, но и энтузиасты-любители.

Существовали такие кружки за счёт взносов своих членов и частных пожертвований. Некоторым обществам правительство выделяло крупные субсидии.

Примером тому может послужить Общество космонавтики. Его членами были будущие великие деятели, основатели отечественной и мировой космонавтики К.Э. Циолковский и другие.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Отметим нескольких всемирно известных учёных, которых вы наверняка знаете:

  • Д. И. Менделеев с его знаменитой таблицей химических элементов,
  • К. А. Тимирязев – русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупнейший исследователь фотосинтеза,
  • академик И.П. Павлов, который за свои труды в области физиологии в 1904 г. был удостоен Нобелевской премии,
  • эта же награда в 1908 г. была присуждена И. И. Мечникову. Её учёный получил за труды по инфекционным заболеваниям и иммунологии,
  • большой вклад в развитие генетики внёс учёный И.В. Мичурин,
  • величайшие открытия в науке 20 века были сделаны В. И. Вернадским. Этот учёный стал известен во всём мире после опубликования своих энциклопедических трудов, которые выступили основой для развития новейших направлений в радиологии, геохимии и биохимии. Работы Вернадского о ноосфере и биосфере являются истоками современной экологии,
  • в 1907 г. профессором технологического института в Санкт-Петербурге, Б. Л. Розингом была подана патентная заявка на «способ электрической передачи различных изображений и их приём с помощью электронно-лучевой трубки», что предвосхитило эру телевидения.

Тогда были сделаны величайшие географические открытия: открыто большинство месторождений Сибири, проводились выдающиеся исследования Арктики, совершались путешествия в страны Океании и на север Африки, в Восточную и Среднюю Азию.

Также была спланирована электрификация всей страны, о чём мы уже говорили, и трассировка линий московского метрополитена, который планировалось строить в 1920 году.

В конце 19 – начале 20 веков зародилось такое уникальное явление философской мысли, как русский космизм. Это комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных 19-20 вв.: Н.Ф. Фёдорова, Вл.С. Соловьева, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, Д.Л. Андреева и других.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

7. Социальная сфера.

В России было введено самое лучшее в мире рабочее законодательство:

  • нормированный рабочий день,
  • вознаграждение при несчастных случаях,
  • страхование рабочих по инвалидности и старости.

«Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким ни одно демократическое государство похвастаться не может», – восхищался Президент США Уильям Тафт, который руководил Америкой в 1909-1913 гг.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

В конце XIX века царь начал проводить реформы, направленные на искоренение пьянства. С этою целью начали создаваться так называемые «попечительства о народной трезвости».

В 1908 г. в армии водка была объявлена вне закона.

В январе 1915 года (во время войны!) Государственная Дума без возражений утвердила на текущий год бюджет, не предусматривавший доход от продажи спиртных напитков!

Социально значимыми областями в жизни общества являются, прежде всего, состояние медицины, образования и культуры.

8. Медицина.

По количеству врачей Россия находилась на 2-ом месте в Европе после Германии и на 3-ем в мире после Японии и Германии.

«Согласно данным 1911 г. Россия по численности врачей (25,5 тыс.) вышла на второе место в Европе вслед за Германией (около 32 тыс.), опередив Англию (25,4 тыс.) и Италию (21 тыс.). Ещё через 4 года, к середине 1915 г. Россия сохранила свои лидирующие позиции. В стране насчитывалось более 33,1 тыс. чел. врачей, что обеспечило 3-е место в мире после вырвавшейся вперед Японии (36,6 тыс. врачей) и Германии (34,1 тыс. врачей)» (из книги Галины Ульяновой «Здравоохранение в начале ХХ века»).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

В 1898 году в России вводится бесплатная медицинская помощь. Для того чтобы её получить, достаточно было быть просто гражданином Империи.

«Медицинская организация, созданная российским земством, была наибольшим достижением нашей эпохи в области социальной медицины, так как осуществляла бесплатную медицинскую помощь, открытую каждому, и имела еще и глубокое воспитательное значение», – писал швейцарец Ф. Эрисман.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

9. Образование.

Общие расходы на образование и культуру выросли за годы правления Николая II в 8 раз и более чем в 2 раза опережали расходы Франции и в 1,5 раза – Англии.

В 1908 году введено обязательное начальное образование.

К 1916 году грамотных в Империи – не менее 85 %.

«Также в правление Николая II в России были достигнуты выдающиеся для того времени масштабы системы высшего образования: 105 вузов со 127 тысячами студентов. Инженерная школа и в целом высшее образование России по числу студентов вышли на первое место в Европе (второе место в мире после США).

Высокое качество работы системы высшего образования в тот период можно косвенно оценить по масштабному росту числа открытий и изобретений, сделанных в России, а также по росту числа выдающихся писателей, поэтов, художников на рубеже XIX-XX веков» (сайт Руксперт).

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

10. Культура.

Невиданный расцвет русской культуры. Такого мощного, головокружительного взлёта русской живописи, русского архитектурного зодчества, русской литературы и русской музыки не знала ни одна страна.

Назовём только некоторые примеры:

  • в литературе наряду с Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, И.А Буниным расцветает «Поэзия серебряного века», ярчайшими представителями которой стали А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др.,
  • всемирную славу получает система К.С. Станиславского, создавшего вместе с В.И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр (славу ему принесла постановка «Чайки» А.П. Чехова). Вместе с тем на сцену приходят великие театральные реформаторы В.Э. Мейерхольд и Е.Б. Вахтангов,
  • в живописи и архитектуре появляется знаменитый «русский модерн»,
  • новые художественные открытия являют музыка молодого С.В. Рахманинова (Второй концерт для фортепиано с оркестром) и экспериментальные опусы А.Н. Скрябина («Поэма экстаза», «Божественная поэма»),
  • появляются шедевры немого кино с актёрами Верой Холодной, Иваном Мозжухиным,
  • в Париже проходят ставшие знаменитыми «Русские сезоны» (с 1907 г.), искушённым парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.

В русской культуре – «серебряный век».

Известный французский писатель и литературный критик Поль Валери назвал русскую культуру начала ХХ века «одним из чудес света».

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

11. Демократические свободы.

Политические права и свободы, которых не было ни до, ни после Николая II.

Манифестом 17 октября 1905 года объявлены свобода слова, печати, собраний.

Росло количество политических партий: эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы, меньшевики, большевики и прочие.

Около 1000 печатных изданий.

Избрана Государственная дума, как орган свободного волеизъявления.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Также в стране была свобода вероисповедания и поддержка различных религий и конфессий.

В царствование Николая II было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

Канонизация Серафима Саровского.

Построены тысячи церквей.

Построено более 230 монастырей.

Также строились католические храмы, мечети, синагоги, буддийские храмы. Тюрьмой народов, как утверждали большевики, Россия не была.

12. Спорт.

В России в 1911 году по высочайшему соизволению Николая II, был создан Олимпийский комитет. К слову, государь сам был спортивным человеком и слыл большим любителем спорта: он был хорошим наездником, стрелком, играл в теннис, ездил на велосипеде, ходил пешком на большие расстояния, занимался плаванием и греблей.

В 1912 году в Стокгольме прошли V Олимпийские игры, на которых впервые выступила российская команда. Россияне, конечно, тогда не подозревали, что их соотечественникам будет суждено приехать в следующий раз на Олимпиаду лишь спустя сорок лет.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

13. Внешняя политика.

Николай II проявил себя как миротворец международного масштаба.

В 1898 г. он выступил инициатором проведения конференции в Гааге по прекращению гонки вооружений путём широкого международного договора и добился первого в истории человечества международного арбитражного Гаагского суда.

В конференции приняло участие 26 государств.

В 1907 г. прошла Вторая конференция мира, созванная по инициативе России. Приняло участие 44 государства.

Многие его идеи не были восприняты. И только после кровопролитных войн они легли в основу Лиги Наций, и затем – ООН. Однако во время празднования столетия Гаагской конференции Николаю II не было отдано должных почестей.

Чему же удивляться, если даже его народ в большинстве своём не знает о его заслугах и по-прежнему считает его никчемным правителем?

Итак, сделаем выводы:

Сегодня вы узнали много фактов, какой была Россия в период царствования Николая II. Это далеко не полная информация о тогдашней русской жизни.

• Можете ли вы теперь назвать Россию того времени отсталой страной? Можем ли мы говорить, что самодержавие и лично царь тормозили ее развитие?

• Какой вывод мы можем сделать из того, что вы сегодня узнали?

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

При последнем Императоре Россия стала вершиной русской цивилизации, обладающей политической, экономической, военной мощью, высочайшей культурой и передовой наукой.

Задания на дом:

  • Написать в тетради по каждому из пунктов нашего плана краткие выводы.
  • Попытайтесь поразмышлять и ответить на вопрос, почему в течение тысячелетней истории России русский народ выбирал самодержавное правление.

Занятие 2. Неизвестный подвиг императора.
Кому было выгодно уничтожить Россию?

• Вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии.

Мы говорили о России времени правления императора Николая II.

• Сколько лет он правил?

• Каких успехов достигла Россия за время его правления?

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Откройте свои тетради, где вы записывали план для анализа состояния страны. Давайте кратко пройдёмся по пунктам этого плана. (Можно записать в тетрадях)

Итак,

  • Экономика. Страна входила в пятёрку самых развитых стран мира. Она переживала экономический бум и по темпам экономического роста опережала все остальные страны.
  • Промышленность. Россия не была сырьевым придатком. Бурно развивалась промышленность и по многим видам промышленного производства она вышла на первое место в мире.
  • Сельское хозяйство. Россия кормила себя и всю Европу, она была крупным экспортёром продуктов сельского хозяйства. Крестьяне владели более 80% пахотных земель.
  • Финансы. Финансовое положение было стабильным. Рубль конвертировался на золото и опережал другие мировые валюты. Золотой запас был самый крупный в мире.
  • Благосостояние народа увеличилось в 3 раза. В России были самые низкие цены и самые низкие налоги. Население увеличилось более чем на 60 млн. Это самый большой прирост за всю историю России.
  • Наука. Государство всемерно поддерживало науку и изобретения. Плеяда величайших учёных внесла огромный вклад в развитие мировой науки.
  • Социальная политика. Самое лучшее в мире рабочее законодательство, эффективная программа борьбы с пьянством.
  • Медицина. Введена бесплатная медицинская помощь для любого жителя империи. По количеству врачей Россия занимала 2-е место в Европе и 3-е в мире.
  • Образование. Введено всеобщее бесплатное начальное образование. Более 100 вузов. Расходы государства на образование и культуру превышали расходы Франции и Англии.
  • Культура. Взлёт живописи, литературы, музыки, театра, архитектуры. Великую русскую культуру называют «одним из чудес света».
  • Демократические свободы. Введены политические свободы, каких не было ни до, ни после Николая II: свобода слова, печати, собраний, вероисповедания.
    Создана государственная Дума. Поддержка всех существующих на территории России религий и конфессий.
  • Внешняя политика. Миротворческие инициативы Николая II опередили время.
    Его идея создать содружество государств, которое на основе общих международных принципов решало бы конфликты путём мирных договоров, легла в основу создания Организации Объединенных Наций только после двух мировых кровопролитных войн.

Все эти достижения привели страну к небывалому расцвету и благополучию.

После революции, когда был сломан многовековой уклад русской жизни, и разрушения стали необратимыми, русский писатель, Иван Алексеевич Бунин писал:

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, богатство и счастье».

Сделаем вывод: При последнем Императоре Россия стала вершиной русской цивилизации, обладающей политической, экономической, военной мощью, высочайшей культурой и передовой наукой.

• Как вы думаете, мог ли безвольный, слабый человек, каким царя до сих пор пытаются представить, так успешно управлять огромной многонациональной страной, занимающей шестую часть земной суши?

По воспоминаниям современников царь обладал врождённой мягкостью и благородством, исключительным самообладанием и уравновешенностью.

Эти качества ошибочно принимались за слабость.

Дела он вёл скрупулёзно и аккуратно, поражая окружающих исключительной трудоспособностью, прекрасной памятью и осведомлённостью по всем вопросам управления, доводя все дела до конца. Он всех терпеливо выслушивал, тщательно взвешивал представленные варианты, но решения принимал самостоятельно и неуклонно проводил их в жизнь.

Государь ощущал свою исключительную ответственность не только перед народом, но в первую очередь перед Богом, вверившим ему управление страной.

Даже если успехи страны в период его правления признаются, стало нормой говорить о них, замалчивая личные заслуги императора, как будто он к этому не имел отношения.

Когда говорят положительно о том времени, обычно вспоминают талантливых и эффективных государственных деятелей, таких как Витте, Столыпин, Плеве и других.

Как-то нелогично получается, будто они привели Россию к расцвету вопреки «безвольному» правителю. Но в том и заключается управленческий талант руководителя – окружить себя эффективными управленцами, т.е. правильная кадровая политика является несомненной заслугой императора.

Однако самые талантливые и эффективные государственные мужи, такие как министры внутренних дел Плеве, Столыпин и другие, на которых он опирался, были убиты в ходе террора 1905 г. и последующих лет. Американский историк Анна Гейфман на основе широкого круга источников написала монографию «Революционный террор в России, 1894-1917». Общее число убитых и раненых в результате террористических актов в 1901-1911 годах она оценивает числом около 17000 человек. Это, несомненно, нанесло колоссальный урон стране. Но даже вопреки этому Россия оставалась мощной и сильной.

• Является ли терроризм эффективным способом решать проблемы?

Конечно, нет. Он только создаёт проблемы, несёт хаос, страх, смерть и разрушение.

Однако в советское время терроризм 1905-1917 годов был назван русской революцией и не только оправдывался, но и прославлялся.

• Слышали ли вы, что императора прозвали ещё и «кровавым»?

• Знаете ли вы, с чем связано это прозвище?

Незаслуженное прозвище «кровавый» Николаю II приклеили в связи с событиями на Ходынском поле, в день коронации, где было задавлено много народа, а также после «кровавого воскресенья». Как на «Ходынке», так и 9 января 1905 года, в результате провокаций произошли трагические события, в которых Император никак не мог быть виноват.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

По традиции в день коронации устраивались народные гуляния с подарками. На Ходынском поле собралось около полумиллиона человек, что не было ожидаемо. В какой-то момент в толпе крикнули, что подарков на всех не хватит, после чего началась давка. Вечером этого дня был приём у французского посланника, где должна была присутствовать венценосная семья. Царь и царица были заложниками политического этикета. Им пришлось идти на этот бал, но они вскоре оттуда ушли. Сами они вели скромный патриархальный образ жизни и балы, шумные праздники не любили, предпочитая им тихие радости семейной жизни. На следующий день они объехали все больницы, где находились пострадавшие и пожертвовали огромную сумму семьям погибших и раненых из личных средств.

То же самое царь сделал после событий 9 января 1905 г. Из своих личных средств он выплатил пострадавшим компенсацию в 50.000 р. (огромные деньги на то время). Однако эти проявления милосердия не принято предавать широкой огласке.

Известно, что государь, за время своего правления подписал все прошения о помиловании и переживал, успело ли решение до приведения приговора в действие. За 23 года царствования было казнено преступников меньше, чем за 1 день сталинских репрессий.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Что касается расстрела рабочей демонстрации 9 января 1905 года, в котором обвиняют царя, то приказа о расстреле демонстрантов он не отдавал, его в этот день в Петербурге даже не было, т.к. он находился в Царском Селе. Благодаря открывшимся архивным материалам, стало известно, что события «Кровавого воскресенья» были чётко спланированной провокацией: первые выстрелы раздались из толпы демонстрантов. В 1905-1907 годах революцию удалось предотвратить, благодаря твёрдой воле Государя.

• Возможно, вы знаете, что такое «цветные революции»?

По таким же технологиям действовали недоброжелатели России, когда были организованы и финансировались революции в России. На них были потрачены огромные суммы, чтобы уничтожить Россию.

Пётр Аркадьевич Столыпин, председатель Совета Министров и министр внутренних дел говорил, что России нужно 25 лет спокойной жизни, чтобы осуществить все задуманные преобразования в стране путём намеченных реформ.

Но 25 лет спокойной жизни не собирались давать России её враги.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

За революциями 1905 и 1917 гг. просматриваются сценарии уже известных нам по современной истории цветных революций и провокаций «стихийных» бунтов.

• Какая цель была у этих провокаций?

Расшатать самодержавие, ослабить и дискредитировать власть, посеять смуту, хаос и революционные настроения.

• Кому это было выгодно?

Сейчас вскрывается всё больше фактов, которые свидетельствуют о том, как различные разведки западных государств (японской, американской, английской, немецкой) способствовали раздуванию пожара революций 1905 и 1917 года. На поддержание деятельности различных революционных организаций и на террор внутри страны и были направлены огромные деньги.

• Как вы думаете, почему были предприняты попытки расшатать трон изнутри?

Ответ на это вопрос вы уже знаете.

Его очень хорошо сформулировал французский экономист Эдмон Тэри. По заданию двух французских министров он сделал экономический обзор России перед Первой мировой войной. Он писал: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912-й, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Господства России не могли допустить ни её враги, ни «друзья»: Запад, Япония и Америка. Нужно было помешать ей стать сильной и процветающей. При подстрекательстве и финансовой помощи японскому правительству со стороны финансовых кругов Америки была развязана Русско-японская война и одновременно спровоцированы революционные волнения внутри страны, в том числе при помощи японских денег и японской разведки. Но с этими угрозами правительству удалось справиться.

В 1914 году началась Первая мировая война за передел мира, в которую Россия оказалась втянута как участница военного блока «Антанта».

Страна не была готова к войне, царь только начал перевооружение армии.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. К этому времени царь не успел завершить перевооружение армии, и первое время наши войска отступали.

Николай II совершил невероятный подвиг, который оценили все военные специалисты, но он остался неизвестным широким массам. Он сумел полностью перевооружить армию всего за полтора года.

• Вы знаете, какой ценой он сумел это сделать?

Всё своё наследство 200 млн. золотых рублей, а это были огромные деньги в то время, царь потратил на перевооружение армии и частично – на помощь семьям погибших и раненых. Этот факт выяснился уже после ареста царя, когда специальная комиссия проверяла его банковские счета. Оказалось, что они пусты. Следствие было организовано после ареста царя и его семьи по инициативе временного правительства с целью обнаружить какое-либо преступление царя перед своим народом. Следователь В.М. Руднев в своём докладе о результатах следствия заявил, что «император чист, как кристалл».

• Почему царь потратил собственные средства, как вы думаете?

Во-первых, средств бюджета не хватало. Перевооружаться надо было срочно.

Вы помните, мы говорили, что в 1915 году, в то время, когда уже шла война, и наши войска отступали, по настоянию царя Дума исключила из бюджета доходы от продажи алкогольной продукции?

Он не хотел воевать за счёт спаивания своего народа!

(Для справки: доходы от продажи алкогольной продукции были одной из основных статей дохода в советское время и до сих пор).

• Вы понимаете, какое мужество, высочайшую нравственность и твёрдую волю надо было иметь, чтобы в этой ситуации поступить таким образом?

Он принял другое решение: истратить свои деньги.

• Не правда ли, разительное отличие от тех современных деятелей, которые, как только добираются до власти, начинают грабить свой народ и вывозить капиталы за рубеж?

Таким образом, император за короткий срок не только преодолел «снарядный голод», но и построил знаменитые линкоры, которые потом защищали Ленинград во время Второй Мировой войны. Буквально с нуля был построен подводный флот.

Мы уже с вами говорили, что за короткий срок была создана отечественная авиация, в том числе военная, включая бомбардировщики и многие другие виды вооружения.

Благодаря невероятным усилиям, в том числе личным усилиям государя, к весне 1917 года перевес в войне Россия себе обеспечила.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Не менее поразительным был подвиг царицы и её детей. Как только началась война, Александра Фёдоровна развернула в своих дворцах госпитали.

Под её опекой было 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов.

Чтобы лучше руководить лазаретами, она сама вместе со старшими дочерями прошла курсы медсестёр. Они стали служить в госпиталях с утра до вечера. Александра Фёдоровна поражала своей стойкостью и профессионализмом. Она не гнушалась ни гангренными ранами, ни запахами, ни ужасными картинами военного госпиталя. А по ночам её видели на кладбище, где она молилась за новопреставленных.

В течение трёх лет войны у девочек – дочерей Николая II и Александры Фёдоровны – не было никаких новых платьев, кроме формы сестёр милосердия.

История человечества не знает подобного примера самоотверженного служения царственных особ своему народу!

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

После того как в 1915 году Император Николай II принял на себя командование русской армией, произошёл перелом на Восточном фронте: начались наступления, был быстро преодолён «снарядный голод», армия эффективно вооружалась. Вот что сказал епископ Тихон Шевкунов об этом: «Напомню, что «бездарный полководец», как Николая II именовала большевистская пропаганда, не допустил военных действий в России: бои шли в царстве Польском, в Прибалтике, в западных губерниях. Во всяком случае, до Москвы враг не доходил и Санкт-Петербург в блокаду не брал».

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Во время войны государь постоянно выезжал на фронт, да ещё и часто вместе с сыном. Тем самым царь показал, насколько сильно любит свой народ, что не боится умереть за него и землю Русскую.

Благодаря вмешательству и политической воле нашего государя был спасён от полного уничтожения сербский народ, за что сербы до сих пор ему благодарны. Именно Сербия первой канонизировала царскую семью как святых.

Мудрая, смелая, решительная стратегия и тактика Николая II способствовала спасению Франции от поражения в войне. Верховный главнокомандующий союзными войсками маршал Фош писал: "Тем, что Франция не была стёрта с карты Европы, мы обязаны, прежде всего, России".

Благодаря невероятным усилиям, в том числе личным усилиям государя, к весне 1917 года перевес в войне Россия себе обеспечила. К 1917 году Россия становилась победительницей в Первой мировой войне.

Министр обороны России Дмитрий Шуваев в ноябре 1916 года сделал в Думе доклад. После подробного освещения дел на фронте и в отношении поставок вооружения он сказал следующее:

«Господа! Враг сломлен и надломлен. Он не оправится. Я еще раз повторю: каждый день приближает нас к победе, и каждый день приближает его, напротив, к поражению».

Легендарный полководец Первой мировой войны, начальник германского Генерального штаба Пауль фон Гинденбург писал в своих мемуарах:

«Что касается кампании 1917 года, то мы находились в раздумьях относительно того, с какой стороны придет главная угроза: с Запада или Востока. С точки зрения численного превосходства представлялось, что бóльшая угроза находится на Восточном фронте. Мы должны были ожидать, что зимой 1916-1917 гг., как и в прошлые годы, Россия успешно компенсирует потери и восстановит свои наступательные возможности. Никаких сведений, которые бы свидетельствовали о серьезных признаках разложения русской армии, к нам не поступало. К тому же опыт научил меня относиться к таким донесениям очень осторожно, вне зависимости от того, из какого источника и когда они исходят.

Столкнувшись с превосходством России, мы не могли безбоязненно смотреть на состояние австро-венгерской армии. …Мы должны были учитывать, что атаки русских могут еще раз привести австрийские позиции к коллапсу….».

Приведу еще одно свидетельство британского генерала Нокса, в годы войны находившегося при русской армии:

«Перспективы кампании 1917 года были еще более блестящими, чем прогнозы летней кампании, делавшиеся в марте 1916 года на то время... Русская пехота устала, но меньше, чем двенадцать месяцев назад.

...Арсеналы оружия, боеприпасов и военной техники были, почти по каждому виду, больше, чем даже при мобилизации – много больше тех, что имелись весной 1915 или 1916 года. Управление войсками улучшалось с каждым днем. Армия была сильна духом... Нет сомнений, что если бы тыл сплотился… русская армия снискала бы себе новые лавры в кампании 1917 года и, по всей вероятности, развила бы давление, которое сделало бы возможной победу союзников к концу этого года».

Вот что писал известный британский политик Уинстон Черчилль в книге «Мировой кризис 1916-1918»:

«Мало эпизодов Великой Войны более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие России в 1916 году…

Согласно поверхностной моде нашего времени Царский строй принято трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен бы исправить эти легковесные представления…

Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо; разве во всем этом не было Его доли? …тот строй, который в нем воплощался, которым Он руководил, которому своими личными свойствами Он придавал жизненную искру – к этому моменту выиграл войну для России».

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Весной 1917 г. должно было состояться решающее наступление.

Черчилль писал также, что можно было обойтись и без наступления, Россия уже обеспечила себе победу к весне 1917 года: «Никаких трудных действий больше не требовалось: оставаться на посту; тяжёлым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на своём фронте; иными словами – держаться; вот всё, что стояло между Россией и плодами общей победы».

Парад победы был назначен на лето 1917 года.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Для парада победы была даже пошита новая солдатская форма по эскизам знаменитого русского художника Василия Васнецова, головной убор напоминал шлемы сказочных русских богатырей. Мы знаем эту форму и эти шлемы как «будёновки» и форму красной армии, которая воспользовалась царскими интендантскими складами.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

В результате военных и дипломатических успехов Россия имела бы выход к средиземному морю, она должна была контролировать Балканы и территорию Турции с Константинополем и проливами Босфор и Дарданеллы. Таковы были условия тайного договора России со странами Антанты.

В этом случае Россия, занимавшая к тому времени 1/6 часть суши, стала бы безоговорочным непобедимым мировым лидером.

Этого не могли допустить ни враги России, ни её «друзья». Западные страны были серьёзно обеспокоены небывалым ростом и победами России.

Поэтому на развал страны, дискредитацию власти и революционный взрыв изнутри были брошены большие силы и средства.

В своём донесении в Париж сотрудник французской разведки капитан де Малейси 8 апреля 1917 года сообщал:

«Видным организатором выступил британский посол сэр Джордж Бьюкенен, верховодивший всем заодно с Гучковым. В дни революции русские агенты на английской службе пачками раздавали рубли солдатам, побуждая их нацепить красные кокарды».

В книге «Уолл-стрит и большевистская революция» профессор Энтони Саттон на основе опубликованных архивных документов американской разведки, а также переписки и тайных соглашений между руководителями США, Англии и Франции того времени, показывает что для организации революции в России были задействованы средства крупнейших европейских и американских банков. В этой политической игре принимали участие и лидеры стран – союзниц России по Антанте.

Австрийская исследовательница Элизабет Хереш раскрывает связи наших революционеров с правительством, генеральным штабом и финансовыми кругами Германии.

Об участии западных разведок в русских революциях имеется также ряд других исследований на основе неопровержимых документальных свидетельств и фактов.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

«Самым трудным и самым забытым подвигом Императора Николая II было то, что он при невероятно тяжёлых условиях довёл Россию до порога победы: его противники не дали ей переступить через этот порог», – писал русский историк С.С. Ольденбург.

Победе не суждено было случиться, помешала так называемая февральская революция.

Новые документальные данные подтверждают, что это была не революция, а государственный переворот в результате заговора элит при поддержке западных стран.

В заговоре участвовали генералы верховного штаба, некоторые министры, депутаты государственной Думы и даже некоторые члены семьи Романовых.

Они устроили беспрецедентную по масштабу клеветническую компанию против царя и царицы, пока он завоёвывал на фронте победу, а она спасала раненых в своих госпиталях.

В газетах появлялись оскорбительные карикатуры, распускались слухи, что царица – немецкая шпионка и много другой клеветы.

К сожалению, большая часть российского общества верила этим грязным слухам.

Вы знаете, ребята, Россию никогда не могли победить никакие внешние враги. Как бы ни было тяжело, русский народ выходил из всех битв победителем.

Разрушить страну можно было только с помощью предателей внутри страны.

Вот что писал один из главных подстрекателей февральского переворота П.Н. Милюков:

«Мы знали, что весной (имеется в виду весна 1917 года) предстояли победы русской армии. В таком случае престиж и обаяние царя в народе снова сделались бы настолько крепкими и живучими, что все наши усилия расшатать и свалить престол самодержца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву».

То есть эти люди не хотели победы России и готовы были на подлое предательство!

Милюкову вторит ещё один деятель, которого смело можно назвать главным мотором февраля, – Н.И. Гучков:

«Осенью 1916 года родился замысел о дворцовом перевороте, в результате которого государь был бы вынужден подписать отречение с передачей престола законному наследнику».

А вот свидетельства князя Владимира Оболенского:

«Гучков вдруг начал меня посвящать во все детали заговора и называть главных его участников. Я понял, что попал в самое гнездо заговора. Англия была вместе с заговорщиками. Английский посол Бьюкенен принимал участие в этом движении, многие совещания проходили у него».

21 февраля 1917 г царя обманным путём выманили в ставку в Могилёв. Поезд в ставку не пришёл, а ушёл на тупиковую ветку, на станцию Дно, где заговорщики добились от царя отречения в пользу своего брата до совершеннолетия наследника.

До сих пор не найден оригинальный текст отречения, подписанный царём. Тот текст, который есть в государственном архиве, это телеграмма, сфабрикованная из текста обращения к народу генерала Алексеева по другому поводу, подпись сделана карандашом, похожа на факсимиле (обводку через стекло), отсутствует титул императора и императорская печать. Царь манифеста не публиковал! Но именно эта подделка была обнародована заговорщиками как манифест об отречении.

Однажды люди проснулись и узнали из газет, что царь отрёкся от престола. Затем и брата царя вынудили отречься.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Итак, было совершено подлое предательство ближайшего окружения: предали люди, на которых государь опирался. Генералы штаба в сговоре с членами правительства и некоторыми членами императорской фамилии обманом пленили верховного главнокомандующего, лишив его возможности исполнять свои прямые обязанности по управлению страной и армией.

«Кругом измена, трусость и обман», – записал Николай Александрович в своём дневнике 2 марта 1917 года.

В Петрограде в это время были спровоцированы революционные волнения тем, что несколько дней намеренно не подвозили хлеб, хотя хлеба в стране всегда было достаточно, несмотря на войну. У нас даже не было тогда хлебных карточек, как это было в Германии, например. Начались грабежи магазинов, погромы хлебных лавок, избивали и убивали городовых. Полиция своими силами не смогла пресечь беспорядки.

В результате государственного переворота власть захватило Временное правительство, состоящее из бывших министров и членов государственной Думы, возглавил его Александр Керенский.

В армии начался развал, страна была ввергнута в пучину хаоса.

Священник Тихон Шевкунов, наш современник, так говорит об этом: «Спустя буквально пять месяцев для всех вдруг стало очевидно, что управлять Россией, оказывается, необычайно сложное дело. Новая власть в рекордно короткий срок совершила столько глупостей, катастрофических ошибок, было принято такое количество бездарных, самоубийственных решений, что страна была доведена до полного развала и буквально развалена к осени 1917 года».

В октябре большевики «подобрали», как они сами говорили, валявшуюся под ногами власть. В 1918 году был заключен позорный Брестский мир, по условиям которого Россия лишалась не только плодов своей несостоявшейся победы, но и многих земель, которые входили в состав Российской империи.

Что касается самих заговорщиков, то они быстро осознали, что они натворили, но было уже поздно. Они плохо кончили: либо были зверски убиты революционерами, либо влачили жалкую жизнь в эмиграции. Участникам переворота пришлось горько раскаяться в содеянном, о чём они писали потом в своих воспоминаниях.

Итак, в результате чудовищного предательства произошла национальная катастрофа, унесшая десятки миллионов жизней, колоссальный слом, которого не знала мировая история.

И это произошло во время войны! Перед решающим наступлением!

• Как можно оценить это предательство?

Именно как предательство своего народа.

Но в случае с предательством 1917 года, в результате которого рухнула процветающая страна и чуть совсем не исчезла с карты мира, вина почему-то возлагается на того, кого предали, а «творцы» этой величайшей трагедии до сих пор остаются в тени!

Почему такая вопиющая несправедливость?

До сих пор в общественном сознании прочно бытуют ложные штампы о личности царя и его роли в истории. Не желая знать правды, мы до сих пор во всём склонны обвинять императора, приписывая ему нерешительность и слабость.

Это, по сути, молчаливое согласие с предательством, продолжается до сих пор.

Ответьте, после того что вы узнали о Николае II, какие истинные его качества, как государственного деятеля и человека, вы можете назвать?

• Было ли отречение добровольным?

Нет.

• Почему не боролся за власть?

Он понял, что его подчинённые, ослеплённые своей жаждой власти, не желают ему подчиниться. Поднимать народ на борьбу за свой трон означало кровопролитие. А кровь, пролитую за него, он допустить не мог, тем более на пороге победы. Он считал важнейшей задачей – победить в этой войне. Он понимал, что во время войны нельзя допускать смуту, которая может привести к гражданской войне и ввергнуть Россию в пучину хаоса. И он пожертвовал собой. Он надеялся, что новая власть также будет добиваться победы. Он мечтал только о процветании России. Но этого не случилось. То, чего он опасался, произошло после его свержения.

Победа в Первой мировой войне была очень важна, она могла предотвратить Вторую мировую войну, еще более жестокую и кровопролитную.

Обращаясь к опыту тысячелетней русской истории, мы можем увидеть: что русский народ на протяжении своей тысячелетней истории глубоко верил в Бога, а царя считал представителям Бога на Земле.

Испокон веков русские люди отдавали свою жизнь «За Веру, Царя и Отечество», потому что эти три главных приоритета и составляли национальную идею того времени.

К началу 20 века веру народ растерял, отступился и от царя, часть прониклась модными революционными идеями и лозунгом «Долой самодержавие», часть трусила, часть текла по течению и была безразлична.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

• Возможно ли сейчас повторение ошибок?

• Чувствуете ли вы себя ответственными за судьбу своей страны?

• Что нужно сделать, чтобы не повторять ошибки и достичь светлого будущего?

Поразмышляйте об этом дома, и на следующем занятии мы вернёмся к этим вопросам.

Как рассказать детям о Николае II и его семье?

Нам нужно научиться находить, анализировать факты, размышлять и сопоставлять. И делать правильные выводы.

Народ, который с уважением относится к своим правителям, к своим традициям – поистине имеет будущее. В этом случае мы станем нацией, крепкой своими корнями и традициями.


Смотрите также:


Новые факты на смену старой лжи:

Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.

Контакты: za-carya@yandex.ru

© 2017 - 2024. Все права защищены.