17 апреля 1905 года Николай Второй подписал Указ «Об укреплении начал веротерпимости», которым была положена основа преодоления церковного раскола. И по сей день этот Указ имеет огромное духовное значение для разных конфессий России. Император фактически провозгласил свободу вероисповедания. Этот принцип позднее был закреплён нормами статьи 28 Конституции Российской Федерации.
Узнайте подробнее:
17 апреля 1905 года Николай Второй подписал Указ «Об укреплении начал веротерпимости», которым была положена основа преодоления церковного раскола. И по сей день этот Указ имеет огромное духовное значение для разных конфессий России. Император фактически провозгласил свободу вероисповедания. Этот принцип позднее был закреплён нормами статьи 28 Конституции Российской Федерации.
Из православной энциклопедии:
«…Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших «изуверского» характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги, преподавать своим детям «Закон Божий», вести метрические книги, они были уравнены с ранее признанными государством христианскими Церквами.
Отменялись прежние ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление их на государственную службу. <…> Буддистов-ламаистов впредь было воспрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками.
Указом были внесены существенные изменения в легальный порядок перемены религии. Сняты прежние запреты и ограничения на переход из одного признанного государством исповедания в другое. <…> Было легализовано возвращение новообращенного православного или инославного христианина по его желанию в его прошлое вероисповедание.
В это же время были расширены права католических и мусульманских религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось тем, что «мусульманское население внутренних губерний исполняло всегда свой долг пред государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом. Будучи, затем, весьма твердым в правилах своего вероучения, население это никогда, однако, не проявляло стремления к прозелитизму (стремление обратить других в свою веру – ред.) среди русского народа. Кроме того, несмотря на сохранившиеся еще некоторые отличия внутреннего и внешнего быта, население это сроднилось с Россией и вполне ей дружественно».
Читать текст Указа «Об укреплении начал веротерпимости»
Скрыть текст Указа «Об укреплении начал веротерпимости»
В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.
Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:
1) Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.
2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.
3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.
4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.
5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.
11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.
12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.
13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могутъ быть установлены только в законодательном порядке.
14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.
15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскоаго исповедания.
16) Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками; — и
17) Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 Декабря минувшего года.
К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.
На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:
«НИКОЛАЙ»
Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. С.237-238.
Современный священник Древлеправославной (старообрядческой) церкви о. Алексий в своём интервью говорит о том, как изменилась жизнь старообрядцев в связи с выходом Указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости».
Яркой иллюстрацией веротерпимости, явленной в делах, является изданная в 1912 году газета, в которой были напечатаны календари церковных праздников разных религий на следующий 1913 год.
Всякий верующий мог найти свой календарь: православный, римско-католический, протестантский (евангелическо-лютеранский), армяно-грегорианский, еврейский, магометанский.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить.
Из статьи С. В. Куликова «Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы»:
«Дарование гражданских и политических прав и свобод при Николае II происходило поэтапно, начиная с провозглашения свободы веры (совести), на необходимость которой монарху указывал лютеранин Бунге. Под его влиянием Николай II стал сознательным сторонником веротерпимости, хотя положение покровителя православной Церкви не позволяло ему выражать либеральные взгляды в этом вопросе слишком открыто. Тем не менее, уже в начале своего правления он неоднократно заявлял о себе как о защитнике веротерпимости в отношении к раскольникам, униатам и католикам. В частности об этом свидетельствуют его отметки и резолюции на губернаторских отчетах за 1895 – 1896 гг.
В январе 1896 г., как констатировал в своем всеподданнейшем докладе министр внутренних дел Горемыкин, МВД на основании царской резолюции «взяло за правило не стеснять иностранных исповеданий в их духовных делах». В ноябре 1897 г. Горемыкин сообщил Суворину, что монарх «желает веротерпимости» и именно «инициатива государя» стояла за указом 25 июня 1897 г., отменившим обязательное посещение учащимися-иноверцами православного богослужения и общую для всех учеников-христиан предклассную молитву (отныне она должна была совершаться по отдельным исповеданиям).
Указ 17 апреля 1905 г., изданный в развитие указа 12 декабря 1904 г., отменил ограничения по конфессиональному признаку, касавшиеся старообрядцев и представителей инославных и иноверных исповеданий.
Манифестом 17 октября 1905 г. Николай II даровал своим подданным свободу совести, обязав правительство обеспечить ее осуществление. Статьи о веротерпимости и свободе веры содержали и новые Основные государственные законы, утвержденные 23 апреля 1906 г.
С согласия Николая II правительство вносило во II и III Думу 7 вероисповедных законопроектов (из них 3 были изданы в виде указов, 3 завязли в законодательных палатах, а закон об отмене ограничений в правах для лиц, лишенных церковного сана, не утвердил сам император)».
Таким образом, именно благодаря личным усилиям Николая II в российском законодательстве был отражён и фактически применялся на практике принцип свободы вероисповеданий.
Составитель: Елена Ильина
Источники:
1. Именной Высочайший Указ, данный сенату, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» 17 апреля 1905 г. – URL: http://www.miass.ru/news/ostrov_very/index.php?id=16&text=220
2. Куликов С. В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы». – Российская история, № 4, 2009, C. 45-60. – URL: https://www.hse.ru/data/2012/06/17/1255493485/Куликов С.В. Император Николай II как реформатор_к постановке проблем.pdf
3. Православная энциклопедия. – URL: http://www.pravenc.ru/text/150455.html
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
Контакты: za-carya@yandex.ru
© 2017 - 2024. Все права защищены.