Человеческий капитал – основа устойчивости любой компании или государства. Об этом написано почти в каждой современной книге по экономике. При правильной мотивации и свободе действий люди готовы самостоятельно творчески трудиться. Такие творческие коллективы способны рекордными темпами увеличивать для всей страны технологический капитал (инновации) и символический капитал (деньги).
Чтобы страна развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При поддержке Николая II был разработан и введён ряд законопроектов, проведено несколько реформ и вложено свыше 500 млн. золотых рублей (в современном выражении 900 миллиардов рублей!!!) в развитие образования народа.
Что было сделано:
Одним из лживых мифов о царской России начала ХХ века остаётся миф о «тёмной крестьянской массе» и «почти поголовной неграмотности». Это не так. Уровень грамотности очень быстро рос во всё время правления Николая II, и особенно быстро в 1906-1917 гг. Об уровне грамотности молодых крестьян можно судить по данным призывников в армию, более 80% которых составляли крестьяне – уже к 1913 году более 70% призывников были грамотны. Но обо всём по порядку.
Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века принимаются данные Переписи населения Российской империи на 1897 год [1], признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин. [2]
При этом грамотность была сильно дифференцирована по регионам Российской империи. К началу XX века Россия сильно отставала от развитых стран Европы (кроме Италии) по уровню грамотности.
По экстраполяционым оценкам, сделанным применительно к наиболее развитым губерниям Российской империи, на протяжении XIX и начала XX века грамотность сельского населения росла на 1,8% в год [3].
Аналогичная по масштабам и глубине Всеобщей переписи 1897 года, в Российской империи планировалась на 1915 год, и вся документация для ее проведения была подготовлена [4], [5], однако из-за начавшейся Первой мировой войны она была отменена. Тем не менее, для оценки развития школьного образования, охвата детей школьного возраста и уровня грамотности до 1917 года использовались данные полной школьной переписи января 1911 года и данные, предоставленные губернским и уездным учебным начальством в Министерство народного просвещения к 1 января 1915 года (по стандартам полной школьной переписи 1911 года) [6], [7] (с.146).
Кроме того, в 1913 г. прошел общеземский съезд по школьной статистике, после чего земская школьная статистика получила новое развитие [8]. Некоторые из этих данных (в том числе данные школьной статистики на 1 января 1915 г.), наряду с другой статистикой Министерства народного просвещения тех лет используются и некоторыми современными исследователями [9].
БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев) [11], [12]:
Процент неграмотных призывников в России
Годы | 1896 | 1900 | 1905 | 1913 |
% неграмотных | 60 % | 51 % | 42 % | 27 % |
Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).
Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать). [10] При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.
«В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек».
Из статьи С. МиронинаОценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг. достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году [13], [14] до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). [15]
По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко [16], написанной по результатам социологических исследований (конца XIX — начала XX вв.) нескольких групп учёных Императорских научных обществ царской России, реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин [16] (c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли [16], особенно быстро после 1906 года. Средства на формирование фондов сельских библиотек, включая покупку книг и подписку на периодику, собирались со всех крестьян, включая неграмотных. [17]
Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.
Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году [18], и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе школ неуклонно уменьшалась).
Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». [9]
В 1896-1904 гг. издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ. [19] (с.128)
Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX-XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся, начиная с царствования Николая Первого, представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны). [9] (с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии и затем в вузы. [9] (с.119-120)
К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С. Волкова [20], доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. 1 ноября 1907 года в Думу был внесён проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Комиссия по народному образованию, в которую поступил этот проект, рассматривала его более трёх лет лет [21]. Однако обсуждение законопроекта о всеобщем начальном образовании откладывалось несколько раз.
«Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000».
Из статьи С. МиронинаДля решения возникших споров 28 января 1912 года Государственный совет образовал согласительную комиссию. При этом Госсовет предложил повысить до 10,5 млн руб. минимальный размер кредита, на который в течение 10 лет должны были быть увеличены ассигнования на нужды начальных училищ. В ходе обсуждения доклада согласительной комиссии (21 мая 1912 года) Дума отказалась с предложенными компромиссами, в связи с чем 6 июня 1912 г. Государственный совет законопроект отклонил [22], и, вопреки некоторым не опирающимся на факты предположениям [22], закон о всеобщем, обязательном и бесплатном начальном образовании в царской России принят не был.
Тем не менее, те же современные критики этого закона пишут [22] :
«Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений».
Подписанный Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным. [23]
«За 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 млн. рублей возросли до 161,2 млн. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70 млн р. в 1894 г. до 300 млн р. в 1913 г.
В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом».
Из статьи С. МиронинаНовый энциклопедический словарь 1916 года [24] (с.127) отмечает также:
«С 1908 года начинается законодательная работа Думы в области всеобщего обучения и вообще начального образования. Издается ряд законов по начальному образованию, тесно связанных с введением всеобщего обучения».
Далее, в той же статье Нового энциклопедического словаря (стр.144):
«В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.»
— как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время Первой Мировой войны. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. [9] <…>
В Российской империи… хотя инициированный в 1908 и внесенный в Думу в 1912 закон к 1917 г. еще и не был принят, но по факту развитие школьных сетей и финансирование шло настолько быстро, что, например, уже в 1912 г. в Московской губернии 95% мальчиков 12-15 лет были грамотны (и 75% девочек) [9](с.708-709).
Некоторые земства ещё в 1897 году начали составлять планы перехода своих уездов к всеобщему обучению — к 1915 году они оказались в числе тех 46-ти уездов, которые практически завершили этот переход.
На 1 января 1915 года процент отношения числа учащихся к числу детей от 8 до 11 лет по губерниям, согласно статье Нового энциклопедического словаря 1916 года [25], был следующий:
губернии Московская и Петроградская 81-90%,
7 губерний 71-80%,
20 губерний 61-70%...
Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914-1915 гг., а при таких темпах к 1924-1926 гг. полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России [9]. <…>
В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей [26] . В педагогических вузах и семинариях Министерства народного просвещения (МНП) обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся [27] . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся [28] церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82,8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных) профессионально подготовленных учителей, то к 1914 — уже соответственно 96 и 98,7%. [29], [30]
Каковы были перспективы окончания процесса полного охвата начальным образованием всех детей школьного возраста в России?
По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах Российской империи (всего в РИ было 441 уездных земств): «…осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство» [31] (с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем, по состоянию на 1914 год «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет». Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году). [9]
Подводя итог реформам национального образования к 1917 году (как общего начального и среднего, так и профессионального и высшего), руководитель Центра исследований научно-образовательной политики при ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пишет:
«Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же – около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии».
Из статьи С. Миронина«Единая система образования, предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов, проведенных П. Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему национального образования, включавшую:
1) 3-4 летний цикл начального образования,
2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,
3) 4-летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),
4) высшие учебные заведения университетского или специального типа,
5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году. <…>
В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект»: программа строительства «школьных сетей», в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. …Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятерку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно-технического образования и «высокотехнологичных отраслей промышленности». [9]
Автор: Борис Романов, писатель
Источники: https://echo.msk.ru/blog/fedor/951266-echo, https://oko-planet.su/finances/financesnews/119574-s-mironin-ekonomika-carskoy-rossii.html
Ссылки:
[1] 1897 год. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности
[2] Kahan, Arcadius Russian economic history: the nineteenth century // University of Chicago Press. — 1989. — С. 244.
[3] Миронов Б.Н. История в цифрах. – Л., Наука, 1991. С. 84
[4] Советская историческая энциклопедия. Переписи населения.
[5] Из истории проведения переписей населения (из книги «Всероссийская перепись населения 2002 года: опыт организации и проведения», авторы Кисельников А.А., Бессонова Г.А., Симонова О.В.).
[6] Начальное народное образование в России, приложение «Статистика» // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 – Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон». – Т.28.
[7] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 – Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон». – Т.28. – С. 123-149.
[8] Исторические источники XVIII – начала XX века /автор М.Ф. Румянцева/ гл. 8 Статистика.
[9] Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009.
[10] Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375. Приводится по изданию: Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. — СПб. БЛИЦ, 1995. С. 288.
[11] Грамотность // Большая Советская Энциклопедия. изд. 2. Т. 12 1952 г. с 434.
[12] Следует отметить ошибку, допущенную авторами БСЭ в комментариях к этой таблице: они пишут (прямо под указанной таблицей), что по этой статистике принимали «за грамотного умеющего написать лишь свою фамилию». Однако, в переписном листе переписи 1897 года вопрос сформулирован «Умеет ли читать»? (смотрите формуляры переписи). В энциклопедических словарях того времени грамотность определялась как умение читать без затруднений, а с трудом читающих относили к малограмотным; умеющих только расписаться относили к неграмотным. И, как отмечено в Военно-статистических ежегодниках (см., например, Военно статистических ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375), в армии грамотными считали умеющих и писать, и читать, а малограмотными – только читать.
[13] В. А. Мельянцев. Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития.
[14] Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так, А.И. Уткин в своей книге «Первая мировая война». М.: Алгоритм, 2001 в разделе «Экономический подъем России» (Уткин. ПМВ. Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе «Позиция противостояния с Германией» он пишет: «В России лишь 20% населения были грамотными». А в главе 2 читаем: «Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения» (Уткин ПМВ, Глава 2) - так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И. Уткин пишет о «трех четвертях неграмотного населения» (к 1917 году). – Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания.
[15] Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
[16] Громыко М.М. Мир русской деревни. М. «Молодая гвардия», 1991.
[17] «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
[18] Eklof Ben. Russian Peasant Schools. Officialdom, Village culture, and Popular pedagogy: 1861-1914. Univercity of California Press, Ltd. Berkeley and Los Angeles, London, 1986 P. 332-335.
[19] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» – Т.28. – С. 123-149.
[20] Волков С. В., Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН РАН, 1999. Глава 1.
[21] Программа реформ П. А. Столыпина. Документы и материалы. О введении всеобщего начального обучения в Российской империи Т. 1 М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.
[22] Мифы СССР. Миф: В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование.
[23] Полное собрание законов Российской Империи (стр. 228-229, № 30328).
[24] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» – Т.28. – С. 123-149 .
[25] Новый энциклопедический словарь. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Ефрон, 1916г, т.14, статья «Грамотность».
[26] БСЭ, статья «Педагогическое образование».
[27] Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 148, 156.
[28] В 1905 г. церковно-приходские школы в РИ составляли 46.5% от общего числа начальных кол всех видов, к 1915 году - 32.8% (БСЭ, статья «Церковно-приходские школы»), к 1917 г. – не более четверти.
[29] Церковные школы Российской империи. Статистические сведения. – СПб., 1903-1916.
[30] Священник во главе церковно-приходской школы обучал детей только Закону Божьему (и занимался общей организацией учебного процесса), преподавание всех остальных предметов полностью возлагалось на профессионального учителя. При отборе профессиональных учителей в церковно-приходские школы особое внимание уделялось их нравственности, и, конечно, искренности христианской веры.
[31] Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» – Т.28. – С. 123-146.
Сайт За-Царя.рф не является монархическим, не носит религиозный характер, не преследует политических целей. Задача сайта – рассказать правду об Императоре Николае Втором и России времени Его правления.
Контакты: za-carya@yandex.ru
© 2017 - 2024. Все права защищены.